О этот дивный новый мир!

За последние несколько лет российские бизнесмены узнали много новых понятий: КИК (контролируемая иностранная компания), автоматический обмен информацией… Их вынесло к нам, россиянам, общемировой волной изменений, направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов и легализацией преступных доходов. Нововведения, увы, затрагивают и тех, кто владеет яхтами за границей через офшорные структуры.

Какие изменения имеются в виду?

Речь идет о практически полном отказе от института банковской тайны и создании межгосударственной системы автоматического обмена налоговой информацией, которая подразумевает ежегодное поступление сведений об остатке на всех иностранных счетах физических лиц в налоговый орган по месту их жительства. Помимо этого, банки обязаны собирать и передавать в налоговые органы информацию о статусе обслуживаемых ими компаний, их бенефициарах (скрытых собственниках) и в определенных случаях — об остатке на счетах таких компаний. К обмену банковской информацией в автоматическом режиме постепенно присоединяется все больше стран; для России первый обмен происходит уже в этом году.

Другое важное изменение — ужесточение требований к банкам в части проверки клиентов и операций, ими проводимых. С учетом того, что за любые недоработки регуляторы грозят банкам в лучшем случае серьезными штрафами, стало до абсурдного сложно открыть счет в европейском банке с хорошей репутацией. При обслуживании клиентов банки стали гораздо чаще пользоваться своим правом запрашивать дополнительные документы по сделкам, приостанавливать зачисление поступивших для клиентов денег на их счета до полного выяснения обстоятельств операции, а также возвращать деньги отправителю в случае, если получатель не предоставил банку удовлетворяющих его пояснений.

На уровне национального законодательства жизнь российского бизнеса осложнилась в связи с внедрением с 2015 года концепции контролируемой иностранной компании (КИК), прибыль которой для целей налогообложения приравнивается к личному доходу ее владельца (как акционера, так и бенефициара). И если уплачивать налог с прибыли такой компании следует только при превышении определенных пороговых значений, то отчитываться перед российскими налоговыми органами придется о владении всеми такими компаниями вне зависимости от их статуса и прибыльности.

Какие последствия ожидаются?

Не нужно быть гением, чтобы понимать: присоединение России к автоматическому обмену информацией даст налоговым органам богатую (во всех смыслах) пищу для размышлений (и действий) в части взимания налогов. А в аспекте достаточно жесткого валютного регулирования, ограничивающего возможности по зачислению на иностранные счета средств российских резидентов, — еще и возможности для наложения штрафов за его нарушения.

Последствия этих изменений коснулись не только профессиональных участников яхтенного рынка. Наверное, уже все россияне, владеющие яхтами за границей, в той или иной степени ощутили, что мир вокруг несколько изменился. Во-первых, больше нет возможности, как раньше, за несколько дней купить офшорную компанию «под ключ» для регистрации на нее своей яхты. Теперь регистрация такой компании занимает несколько недель, при этом клиент должен быть готов предоставить полную информацию и о себе, и об источнике своих доходов. Во-вторых, открыть счет для новой офшорной компании стало практически невозможно, если только вы не сотрудничаете с банком уже много лет.

Оплата приобретенной или строящейся яхты третьими лицами весьма затруднена, а значит привычные российскому бизнесу «сложные» схемы расчетов также должны быть пересмотрены, ведь все, что выглядит странно и что невозможно объяснить среднему клерку европейского банка (например, предоставление необеспеченного займа), будет заблокировано банком. В определенных ситуациях затруднены и переводы от третьих лиц на содержание яхты (оплата заправки топливом, стоянки в марине и страховки).

Эти сложности могут стать камнем преткновения и при получении денег от продажи яхты. Кроме того, созданные россиянами для владения яхтами офшорные структуры подпадают под статус КИК с вытекающими отсюда последствиями в виде необходимости отчитываться по ним перед российскими налоговыми органами и, в определенных случаях, уплачивать в России налог с их прибыли.

Жизненные примеры

Для большей наглядности смоделируем несколько ситуаций, иллюстрирующих трудности, к которым нужно быть морально готовым счастливому россиянину, владеющему моторной или парусной яхтой где-нибудь на Лазурном Берегу.

СИТУАЦИЯ 1. Гражданин А. решил продать моторную яхту, для удобства эксплуатации в европейских водах зарегистрированную на офшорную компанию с номинальными директорами и акционерами. После заключения договора купли-продажи между европейским покупателем и компанией, являющейся зарегистрированным собственником яхты, А. столкнулся с отказом иностранного банка, в котором у него открыт личный счет, зачислять деньги от операции по продаже яхты, так как формально яхта принадлежит не ему, а офшорной компании. При этом у самой офшорной компании банковского счета нет, а открывать его под единственную сделку — весьма длительный процесс без гарантированного результата.

СИТУАЦИЯ 2. Гражданин Б. заключил договор на строительство новой яхты с европейской верфью. Владение яхтой предполагалось через офшорную структуру. Ожидая открытия счета на компанию и не желая отклоняться от графика платежей по договору строительства, Б. произвел очередной платеж путем направления денежных средств от другой компании, ему принадлежащей. Банк верфи заблокировал платеж и вернул денежные средства отправителю, кулуарно пояснив при этом, что готов зачислить транш, если деньги будут сначала перечислены на личный счет Б. (то есть распределены как дивиденды с последующей обязанностью уплатить налог с дохода в стране налогового резидентства Б.).

СИТУАЦИЯ 3. Гражданин В. продал яхту в 2017 году, зачислив деньги от продажи на личный счет в иностранном банке (например, в болгарском). Однако зачисление на счет в болгарском, а не российском банке, является для российского валютного резидента нарушением, влекущим наложение штрафа в размере до 100% зачисленной суммы. О зачислении суммы на счет в иностранном банке российская налоговая, скорее всего, узнает в рамках автоматического обмена информацией. Если данный доход подлежал налогообложению, а В. налог не уплатил, он может быть привлечен к ответственности и за неуплату налога.

Анастасия Сазанова, юрист яхтенного агентства Jonacor Marine:
Времена, когда можно было без налоговых потерь владеть яхтой через офшорную компанию, оплачивая ее стоимость и текущие расходы платежами от других компаний, прошли.

Как следует поступать?

На первый взгляд может показаться, что выхода из обрисованных выше ситуаций нет. Однако работать в новом правовом пространстве можно, и первым этапом такой работы должно стать приучение себя к мысли, что прежних возможностей сведения налоговой нагрузки до нуля уже нет. Времена, когда можно было без налоговых потерь владеть яхтой через офшорную компанию, оплачивая ее стоимость и текущие расходы платежами от других офшорных компаний, прошли. И отмахнуться от проблемы со словами «налоговые органы не узнают» не получится. Узнают и обязательно отработают: это лишь вопрос времени. Посему необходимо пересмотреть существующие структуры владения яхтами и грамотно выстроить алгоритмы действий с учетом изменившихся «правил игры». Правда, в идеале сделать все это нужно было уже вчера.

Текст Анастасия Сазанова, магистр международного морского права (Lund University, Швеция)

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.
По теме

Череда наград

70-метровая суперъяхта Galactica Super Nova, построенная на голландской верфи Heesen, победила на выставке Monaco Yacht Show. Судно удостоилось наград в категориях лучшая новая яхта и лучший дизайн интерьера. Приглашаем оценить фотографии новинки, сделанные известными мастерами Guillaume Plisson и David Churchill.

Во власти стихии

28 июня на экранах российских кинотеатров начнется показ художественного фильма «Во власти стихии» (Adrift) исландского режиссера Бальтасара Кормакура.

В Петербурге стартует этап World Match Racing Tour

Уже сегодня, 28 июля, на акватории Невы у «Яхт-клуба Санкт-Петербурга» открываются гонки квалификационного этапа предстоящего Match Cup Russia – St.Petersburg Yacht Club Cup. К участию заявлены семь экипажей из пяти стран, в том числе, три российские команды.

Volvo Penta. Easy boating

Как сделать управление лодкой еще более легким и приятным? Над этим постоянно работает шведская компания Volvo Penta.