YMAG.media
Алиса, полетели! - фото Алиса, полетели! - фото

Алиса, полетели!

# Путешествия # Хобби # Инновации # Технологии

Электромобилями и яхтами, использующими энергию солнца, уже никого не удивить. «Следующие — электросамолеты?» — спросите вы. «Да!» — уверенно ответят вам представители стартапа Eviation, которые продолжают тестировать самолет Alice, придуманный в Израиле и созданный в США при участии нескольких европейских компаний.

Проект Eviation Alice появился на родине стартапов, в Израиле, в 2015 году. Идея заключалась в том, чтобы построить самолет, который работал бы на электродвигателе, мог использоваться в качестве аэротакси и частного борта. К 2018 году удалось сделать экспериментальный прототип будущего самолета «на батарейке» и отправить его в полет. Следующей задачей было найти нового владельца для такого хлопотного, но перспективного предприятия. Такова судьба большинства израильских стартапов. Поиски решили начать на крупнейшем в мире авиасалоне в Париже. Ради этого производство первого полноценного прототипа самолета Alice перенесли во французский город Ванс, и в 2019 году он гордо представлял компанию Eviation на Paris Air Show в аэропорту Ле-­Бурже. Решение оказалось верным: спустя несколько месяцев 70% Eviation Alice приобрела инвестиционная компания из Сингапура Clermont Group.

Длина 17,40 м, высота 3,84 м, высота салона 1,50 м, размах крыла 19,20 м, максимальный взлетный вес 6350 кг, высота полета 9753 м, посадочная дистанция 838 м, взлетная дистанция 622 м, полезная нагрузка (для версии Commuter) 1134 кг, пассажиры до 9 чел.

Новым владельцам практически сразу удалось найти покупателей для будущих электросамолетов. Американская региональная авиакомпания Cape Air заказала у Eviation Alice 92 борта, а в общей сложности довольно скоро появились заказы на 150 машин, что обеспечило необходимые для разработки и налаживания производства средства. Стоимость еще не существующего самолета составила около $ 4 млн.

Eviation Alice изначально был задуман как международный проект, своего рода конструктор, который «собирается» из лучшего, что может предложить сегодня авиационная индустрия. Предварительные исследования и программа производства были проведены и составлены учеными из Embry-­Riddle Aeronautical University (США). Дизайн и производство крыла заказали британской компании GKN Aerospace. Шасси сконструировала итальянская Magnaghi Aeronautica. За системой управления полетом вполне ожидаемо обратились к лидеру индустрии — Honeywell (США). Особенно тщательно и долго выбирали электродвигатели для Alice, сменив в итоге установку Siemens на 280‑киловаттные Magni 650 (у компании-­производителя двигателей MagniX тот же сингапурский инвестор, что и у Eviation Alice). Собирают самолеты Alice на заводе в Арлингтоне, штат Вашингтон (США).

План салона Alice в версии Commuter, или аэротакси

Изначально было задумано выпустить две версии самолета: с герметизированной кабиной для перелетов на большой высоте и с негерметизированной для непродолжительных перелетов на высоте до 3000 м. В ходе разработки от последней решили отказаться. Следующим важным вопросом, который предстояло решить Eviation, был дизайн. Проведя ряд тестовых полетов с уже новыми двигателями, разработчики решили изменить их расположение и поместили в гондолы в хвостовой части, а сам хвост полностью переделали, превратив его в Т-образный. Именно в таком виде первый Eviation Alice приступил к тестовым полетам в сентябре 2022 года. Рассчитанный на двух пилотов и девятерых пассажиров, почти бесшумный самолет задумывался в первую очередь как аэротакси, или так называемый Commuter — «пригородный самолет». Ожидалось, что дальность его полета на одном заряде батарей составит больше 800 км, а максимальная скорость превысит 440 км/ч, что делало Eviation Alice желанным и для деловой авиации, и для частных владельцев. Однако первая серия тестов вынудила внести изменения: скорость была снижена до 407 км/ч, а дальность — почти вдвое (до 460 км). Это не остановило компанию DHL и мексиканскую авиакомпанию Aerus: первая заказала в свой почтовый флот 12 самолетов, вторая — 30. Первые поставки ожидаются в 2027 году. Американские авиакомпании Cape Air и Global X Airlines также ожидают поставки новых электросамолетов, правда, Cape Air сократила свой первоначальный заказ до 75 машин.

Eviation Alice сегодня является одним из немногих проектов электросамолетов, дошедших до стадии тестовых полетов  - фото
Eviation Alice сегодня является одним из немногих проектов электросамолетов, дошедших до стадии тестовых полетов
Алиса, полетели! - фото 2
Салон электросамолета в VIP-версии с клубной рассадкой - фото
Салон электросамолета в VIP-версии с клубной рассадкой
В VIP-версии Alice предусмотрено место для бара и гардероба - фото
В VIP-версии Alice предусмотрено место для бара и гардероба

Заинтересованность авиакомпаний в Alice можно понять. Производитель уже предоставил довольно точный расчет, во сколько обойдется летный час на таком самолете. Исходя из современных американских реалий и цен на электричество, стоимость летного часа составит примерно $ 200. Для справки, аналогичные по вместимости Cessna 402, Pilatus PC‑12 или Beechcraft King Air «стоят» авиакомпаниям $ 600–1000 в час, но при этом, конечно, летают на более дальние расстояния. Время покажет, станет ли Alice удачным вложением.

Похожие статьи