YMAG.media

Владимир Зинченко — о настоящем и будущем яхт Greenline и Shipman

Владимир Зинченко — представитель брендов Greenline и Shipman

Компания Seaway Group (Словения) известна, прежде всего, гибридными линейками Greenline и Ocean Class. Эти яхты распространены не только в родной Адриатике, но и по всей Европе. Верфь переживала разные времена; хороших было больше, но экономический кризис сильно ударил по бизнесу, и компания объявила о банкротстве. Тут бы история и закончилась, но случилось то, что в литературе называют неожиданным поворотом: управление компанией взяли на себя российские менеджеры. Теперь бизнес-сообщество строит догадки о будущем верфи. Мы же решили задать накопившиеся вопросы прямо Владимиру Зинченко, чья компания в настоящее время арендует у Seawaу все производственные мощности, получив права выпускать яхты брендов Greenline и Shipman.

Расскажите немного о прошлом компании Seaway.

История Seaway началась в 1983 году с небольшого проектного бюро J&J Design, названного по именам своих основателей Йернея и Япеца Якопинов. Тогда они занимались яхтенным дизайном, инжинирингом и производством оснастки для верфи Elan. В 2000 году братья приняли решение начать строительство яхт по собственным проектам — так родилась компания Seaway.

Сначала появились 50-футовые яхты: моторная Skagen океанского класса и карбоновая парусная Shipman, за которой последовали модели длиной 63, 72 и 80 футов. Под брендом Shipman было построено более 50 корпусов — на сегодня это самый большой флот карбоновых парусных яхт в мире.

В 2006 году стартовал проект Greenline — яхты с гибридной пропульсивной установкой. Успех был моментальным, и сегодня по акваториям планеты ходят более 500 Greenline разных моделей длиной от 33 до 70 футов (опять-таки, самый большой в мире гибридный флот). На круг компании Seaway и J&J Design создали более 300 проектов для 70 верфей (шесть из них входят в десятку крупнейших в мире), по которым построено более 60 тысяч лодок, что является беспрецедентным результатом.

Почему же успешная компания потерпела банкротство?

Было слишком много задач, не связанных с яхтенной индустрией: альтернативные источники энергии, включая ветрогенераторы (совместно с Siemens), другие проекты. Плюс объективные трудности кризисного периода, стратегические ошибки при строительстве новой верфи в Италии. Модель Greenline 70 Ocean Class, появившаяся в момент спада на рынке, когда брокеражные яхты большей длины предлагали за меньшие деньги, не возымела должного успеха. Можно также упомянуть неумелое управление ресурсами…

Что побудило вас взять на себя управление верфью?

В 2006 году я начал представлять бренд Shipman на российском рынке; за годы сотрудничества мне удалось продать более 20 яхт, что составило почти половину производства верфи. Живя в Словении, я находился в постоянном контакте с верфью, и все эти печальные события происходили у меня на глазах.

Анализ ситуации показал, что не бренды Greenline и Shipman привели Seaway к банкротству; наоборот, это компания нанесла ущерб удачным проектам. К тому же портфель заказов из России на лодки Shipman и Greenline достаточно велик. Бросить моих клиентов с недостроенными лодками я посчитал невозможным, поэтому мы с группой единомышленников и приняли решение «подхватить знамя», завершить начатые проекты и продолжить движение. Тем более что на верфи есть для этого все необходимое: и мощности, и материалы, и квалифицированный персонал. Пока мы здесь на правах арендаторов, но в дальнейшем планируем выкупить всю компанию для продолжения строительства.

Что останется, а что поменяется в модельном ряду верфи?

Пока мы сохраняем модели Greenline 33, 40 и 48. Хотя у нас есть понимание того, что Greenline 33, которой произведено более 400 корпусов, возможно, уже подошла к критической черте, и ее необходимо заменить. Сейчас мы работаем над созданием новой лодки (пока не буду говорить о ее размерах и характеристиках) — это уже наш собственный проект.

Модели линейки Greenline (слева направо): Greenline 40, Greenline 48 и Greenline 33

Что касается Shipman, то мы в состоянии выпускать весь модельный ряд. Работаем над рекламой и продвижением этого бренда, хотя и не так активно — больше концентрируемся на Greenline. В Ocean Class сейчас активно идет разработка новой 57-футовой модели, которую мы уже анонсировали в российских СМИ. Надеемся представить ее в 2017 году. Skagen мы уже сейчас можем заменить моделями Ocean Class, на которых внедрены более современные технические решения.

Кто занимается дизайном новых моделей?

Компания J&J Design — прародитель Seaway и «носитель ДНК» Greenline и Shipman. Банкротство не коснулось дизайн-бюро, команда инженеров и дизайнеров продолжает работать, и мы с ними сотрудничаем. Они и выполняют наш заказ по дизайну и инжинирингу новых моделей.

Как теперь построен производственный цикл верфи?

Раньше компания Seaway ориентировалась на увеличение продаж: лучшим результатом был выпуск 150 лодок в год. При этом я как дистрибьютор Greenline знаю, что вопросов по качеству сборки возникало немало. Это данные не только по российскому рынку, но и других стран. Мы не раз обсуждали это с другими дистрибьюторами на конференциях — претензий у всех было достаточно. Подчеркну: не к дизайну или инжинирингу, а именно к качеству сборки. Сейчас задача, которая стоит перед нашим коллективом, — переместить акцент с количества на качество. Мы собираемся производить 50–70 яхт в год, но при совершенно новом подходе к качеству, изначально заложенному дизайнерами и конструкторами в эти модели.

Продолжится ли работа с субподрядчиками?

Мы сохранили большинство субподрядчиков. Некоторые обанкротились вслед за Seaway — они были полностью замкнуты на производственный цикл компании. Но мы нашли новых и продолжаем искать дальше, в том числе и тех, кто сможет предложить лучшее качество. Трудовой коллектив верфи в основном сохранился. При этом мы открыты для новых сотрудников и планируем увеличение штата, чтобы довести все процессы до желаемого результата.

Ожидается ли развитие гибридной темы?

Это направление мы развиваем постоянно. Работаем с поставщиками батарей, совместно с компанией Mahle-Lectrica создаем новый «гибрид» — уже третьего поколения; провели тесты и окончательно договорились о гарантийном обслуживании. Сейчас разрабатываем чисто электрическую версию лодки, которая будет доступна для акваторий с жесткими ограничениями для двигателей внутреннего сгорания.

Как выглядит ваша рыночная стратегия?

Мы пытаемся возобновить отношения с существующими дилерами Greenline, которые уже вложили средства в бренд, знают рынок, а рынок знает их. Однако за полгода, что прошли с начала банкротства Seaway, кое-кто из них уже нашел себе новые бренды, так что нескольких европейских дилеров мы потеряли. Но мы работаем над расширением сети на всех континентах. Очень активен японский дилер, великолепно работает словенский, чья зона ответственности включает Чехию, Словакию, Австрию, Хорватию, Сербию, Македонию и Черногорию. Конечно, есть дилеры и в России.

Яхта проекта Greenline 48 c гибридной энергетической установкой в акватории Дубровника - фото
Яхта проекта Greenline 48 c гибридной энергетической установкой в акватории Дубровника
Спуск на воду на верфи модели Greenline 48 - фото
Спуск на воду на верфи модели Greenline 48
Greenline 48: салон - фото
Greenline 48: салон
Пост управления - фото
Пост управления
Носовая каюта - фото
Носовая каюта

В каких еще направлениях вы планируете работать?

Мы собираемся быть более гибкими, давать заказчику больше возможностей кастомизировать лодку. Уже сегодня можно выбрать разнообразные варианты интерьера, любой цвет корпуса. По оборудованию мы также готовы многое обсуждать с клиентами. Например, на некоторых лодках уже применены кормовые и носовые подрульки Jet Thruster, помпы новых брендов; предлагаем гироскопические стабилизаторы Seakeeper — сейчас ставим их на модели Greenline 40 и 48. Seaway и прежде выполняла заказы известных европейских верфей на постройку корпусов.

Экология
В ХХI веке стали популярны прогулочные суда с «гибридной» моторной установкой, включающей электромотор и двигатель внутреннего сгорания. Выгода от применения электротяги состоит в отсутствии шума, возможности посещать заповедные зоны и запасе хода, который дают фотоэлементы (солнечные батареи).
Greenline 33 считается первой в мире яхтой такого типа, выпускаемой крупной серией. Модель получила 19 премий «Лодка года» и наград в области дизайна и защиты окружающей среды

Поскольку нам досталось все оборудование верфи по производству болванов, матриц и другой оснастки, мы возобновляем контакты с верфями, которые нуждаются в этом сервисе. То есть производство загружено и уже сейчас работает в две смены; не исключено, что придется переходить на трехсменный режим…

Похожие статьи