Если очень захотеть

Cerri Cantieri Navali (CCN) — верфь по современным меркам относительно молодая и очень смелая. На пике яхтенного бума ей понадобилось всего десять лет, чтобы пройти путь от постройки 28-футового спортивного круизера до выпуска серьезных 100-футовых яхт. В 2011 году CCN стала частью Gruppo Gavio — итальянского индустриального конгломерата, которому принадлежат, помимо прочего, такие известные бренды, как Baglietto и Bertram. Четыре года спустя верфь подверглась глубокой реструктуризации и сразу взялась за весьма серьезный проект: ей предстояло построить кастомную быстроходную яхту длиной 50 м.

Большой скачок

В индустрии суперяхт на двадцатиметровый «прыжок с места» решится далеко не каждый, но в этом «полете» ССN еще и перешла со стеклопластика на металл — решения крайне смелые, если не сказать больше. Тем  не менее Elsea построили точно в срок и в рамках оговоренного бюджета. Это стало возможным во многом благодаря тому, что представителем заказчика выступила компания Imperial Yachts, которая осуществляла надзор за строительством и сейчас отвечает за менеджмент яхты. Огромный опыт в этой области (в портфолио компании проекты длиной от 30 до 100+ м) позволил Imperial Yachts помочь CCN перейти в новую «весовую категорию» custom-яхт.

Досье ССN Elsea

Длина 164 ф (49,90 м) Ширина 30 ф (9,30 м) Осадка 5 ф (1,70 м)
Водоизмещение 280 т Запас топлива 45 000 л Запас воды 8000 л
Двигатели 3 × MTU 16V 2000 M94 Мощность 2600 л.с.
Максимальная скорость 31 узел Крейсерская скорость 24–27 узлов
Пассажиры 10 чел. (5 кают) Экипаж 11 чел. Дизайн Интерьеры Studio Vafiadis/Экстерьер Studio Bacigalupo

«Для CCN это был первый опыт работы с Imperial Yachts, — рассказывает технический директор верфи Гвидо Пенко. — Специалисты Imperial постоянно находились на верфи и очень помогли в плане операционного и финансового менеджмента проекта».
Elsea стала первой яхтой CCN с алюминиевым корпусом, и если для самого Гвидо Пенко, проработавшего 18 лет техническим менеджером Baglietto, это привычное дело, то для верфи, ранее занимавшейся только композитными судами, — качественно новый уровень. Скорее всего, тут не обошлось без кадровой поддержки со стороны Baglietto, однако судно было полностью построено на собственной площадке CCN в местечке Авенца рядом с Marina di Carrara (Тоскана). Более того, для достроечных работ корпус следовало провезти по суше три километра к месту спуска — задача не из простых. Но верфь изящно справилась и с этим.
У заказчика Elsea, прежде владевшего быстроходной композитной яхтой такого же типа, было несколько ключевых требований: высокая скорость, низкий уровень шума, мощные кондиционеры и развлекательная система, а также высокий уровень приватности и безопасности. Вроде ничего необычного, но инженерам пришлось изрядно попотеть, чтобы воплотить все эти пожелания на должном уровне.

Реактивная яхта

Начнем со скорости. Три двигателя MAN, сопряженные с водометами Rolls-Royce Kamewa S3-71, обеспечивают судну вместимостью 497 рег. т расчетную скорость 28 узлов (при половинной загрузке). На ходовых испытаниях ее удалось разогнать до 31 узла, и, по утверждению Гвидо Пенко, в таком режиме яхта способна идти часами. При этом Elsea съедает 1800 л топлива в час, и, конечно, постоянно гонять ее на пределе никто не будет. Комфортная крейсерская скорость лежит в диапазоне 24–27 узлов, причем интересно, что наибольшая эффективность по расходу топлива в крейсерском режиме достигается с использованием всех трех, а не двух двигателей. Центральный водомет здесь выступает бустером: он лишен реверсивной заслонки, а для маневрирования и аварийной остановки используются бортовые движители.
Разумеется, чтобы добиться таких результатов, инженерам CCN необходимо было решить комплексную задачу удержания веса судна в жестких рамках.
«Вместе с Imperial Yachts мы внедряли новые технические решения, — вспоминает Гвидо Пенко. — Например, облегченную мебель для открытых палуб делали композитной, а в интерьерах вместо фанеры использовали легкий современный огнеупорный материал, позволяющий сэкономить вес, сохраняя максимально высокое качество. Все эти и другие меры позволили получить желаемую скорость, даже с учетом применения мрамора в отделке санузлов и лобби».
Меня всегда интересовал вопрос: насколько практична крупная яхта с водометами?
«В целом с использованием водометов на Средиземном море проблем нет, — поясняет Гвидо Пенко. — Осторожность нужно проявлять в основном в дельтах крупных рек, которые несут обломки древесины, тогда как мелкий мусор пролетает через трубу без проблем».
У водометов Elsea нет прямого доступа к импеллерам (через сервисные люки можно только проверить валы), но предусмотрена система их очистки, которую пришлось проверить во время ходовых испытаний.
«Море было грязное, и в какой-то момент началась вибрация, — вспоминает Гвидо Пенко. — Однако при нажатии кнопки редукторы становятся на реверсивную передачу и меняют направление потока воды».

Конструкция

Другая инженерная задачка, которую Imperial Yachts поставила перед верфью, заключалась в обеспечении исключительной шумоизоляции. Для скоростной алюминиевой яхты это крайне важно: легкий сплав гораздо более «громкий» по сравнению со сталью и стеклопластиком. Очевидное решение — уложить больше стекловаты, но для Elsea это было невозможно из-за ограничений по весу. Вместо этого изнутри на корпус и переборки нанесли специальную акриловую шумоизолирующую краску Sound Control-dB от американской компании Mascoat, которая в сочетании с относительно тонким слоем традиционных панелей вроде Rockwool дает отличные результаты. Она обладает хорошими адгезивными свойствами, и необходимый слой толщиной 2–3 мм можно класть прямо на алюминий без использования праймера.
Конструктивных или иных принципиальных изменений в ходе строительства Elsea было немного. Изначально планировалось, что на носовой палубе, помимо якорного оборудования, будут находиться два гидроцикла, однако в процессе строительства владелец решил переместить их в гараж. Из-за этого пришлось выбрать тендер чуть меньшей длины (16 футов), зато заправка и сервис всей мелкой моторной техники на борту производятся в одном месте и не мешают пассажирам отдыхать. Кроме того, сначала в корме хотели оборудовать дайв-центр, но позже отказались от него в пользу увеличения приватного «пляжного клуба».
Интегратором приборной консоли в ходовой рубке Elsea выступила компания Telemar, которая объединила в эффективную систему пять многофункциональных дисплеев, на любой из которых капитан может вывести желаемую информацию с радара, картплоттера, эхолота и т.  д. Для синхронизации управления оборотами двигателей и заслонками водометов здесь используются манипуляторы и дисплеи Rolls-Royce CanBus; показания многочисленных датчиков аварийной сигнализации поступают на сенсорный экран Halo. Отсюда же осуществляется управление электрогидравлическими гироскопическими успокоителями качки Ship Dynamics (Gyro Marine). Отмечу, что Elsea построена согласно требованиям Malta Commercial Yacht Code и American Bureau of Shipping: она может использоваться в коммерческих целях, а значит, в плане безопасности здесь все серьезно.

Компоновка

Одно из отличий Elsea от других яхт этого типа состоит в увеличенной открытой части верхней палубы. Заказчик предпочел пожертвовать ради этого площадью верхнего салона и организовать приватную зону на воздухе с хорошей выраженной защитой от ветра и солнца. Здесь фальшборт стал выше, предусмотрены тенты и электрически затемняемые стеклянные экраны, имеются выходы кондиционера, установлены две огромные телевизионные панели, диваны и кастомное джакузи на 2000 л. Кроме того, специалисты компании Videoworks, осуществлявшие AV-интеграцию, составили великолепную систему для вечеринок. Она включает караоке с радиомикрофонами, особым образом расположенные динамики и сабвуферы, DJ-консоль и встроенные разъемы для подключения дополнительного музыкального оборудования.
Мастер-каюта на Elsea в носовой части главной палубы занимает пространство от борта до борта. Вся мебель, как, впрочем, и в остальных четырех гостевых каютах, произведена на заказ миланской компанией Areda, тогда как фирменное освещение Lutron создано все той же Videoworks. Строгие требования конфиденциальности запрещают верфи обнародовать фотографии интерьеров Elsea, поэтому я ограничусь перечислением основных моментов, касающихся оформления гостевых помещений.
Интерьер Elsea решен в стиле ар-деко и отличается высоким качеством отделки. Греческая Studiо Vafiadis умело оперировала такими материалами, как палисандр, зебрано и подсвеченный оникс, но уникальной отделку Elsea делают прежде всего многочисленные хрустальные вставки Lalique. На борту они встречаются повсюду и, сочетаясь с зеркальными поверхностями и абстрактными стеклянными скульптурами в интерьере, выглядят весьма органично. Но это еще не все. Есть на яхте и такие диковинные вещицы, как Swarovski Stream — водопад подсвеченных кристаллов в каюте владельца. Или, например, сигарный ящик с контролем влажности и холодильник для косметических кремов…
Перечисляя все это, диву даешься: как вообще CCN удалось в упорной борьбе за экономию веса наделить 50-метровую яхту таким интерьером и заставить идти со скоростью 30 узлов! А ведь изначально вместо одной из кают на нижней палубе планировался еще спортивный зал!
Удивила яхта и жюри конкурса World Superyacht Trophies, которое на Каннском яхтенном фестивале присудило Elsea награду в номинации «Открытие года».
«Elsea стала первой суперяхтой новой линейки Fuoriserie, и я особенно рад тому, что именно ее назвали открытием года, — сказал на церемонии награждения Диего Департи, генеральный директор CCN. — Это стало кульминацией пути, по которому мы шли последние несколько лет, принимая смелые решения. И теперь очевидно, что эти решения оказались выигрышными».

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Эмилио Бианки, Джеф Браун

Знания

Лигурия и Тоскана: мир кастом-яхт

Где в Италии строить уникальную яхту? И насколько уникальной она получится?

Новости

Абсолютный рекорд продолжительности сотрудничества

Марка Škoda уже 26-й год поддерживает чемпионат мира по хоккею IIHF, который в этом году проходит в Дании с 4 по 20 мая.​ В 2017 году сотрудничество между чешским брендом и Международной федерацией хоккея на льду было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое продолжительное в истории мировых спортивных состязаний.

Новости

Ulysse Nardin и PROyachting: продолжение партнерства

Легендарная швейцарская часовая мануфактура Ulysse Nardin и ведущий российский яхтенный проект PROyachting в рамках партнерского соглашения на сезон-2018 учредили главный приз в серии регат Wednesday Night Race — часы серии Marine Torpilleur.
По теме

Дом паруса

Санкт-Петербург принял 6-й этап всемирно известной гонки Extreme Sailing Series 2015, и мы провели его вместе с новой командой Team Turx.

Большая премьера

Princess 30M по праву именуется суперяхтой.Помимо длины 100 футов, ее дизайн, строительное качество, состав оборудования и характеристики позволяют считать эту яхту «просто супер».

Новинка от отечественного производителя

Компания Baikal Yachts Group представила в январе 2016 года новую разработку - яхту Baikal 16, которая сочетает в себе мореходные качества траулерных яхт и внутреннее пространство хаусбота.

In boat we trust!*

Яхтинг по ту сторону океана всегда отличалсяот привычной нам европейской модели: немного другие лодки, несколько иные интересы и даже цикличность рынка... Чем сегодня живет яхтенная индустрия США?