Долгожитель

В 2015 году компания Princess Yachts масштабно отмечала свое 50-летие, и среди множества планов и проектов, приуроченных к празднованию, самым любопытным и даже символичным оказался Project 31. Сотрудники верфи нашли и отреставрировали 31-футовую Charlotte — одну из первых моделей, выпущенных в 1965 году Marine Projects (изначальное название компании). А главным открытием стал тот факт, что яхта оказалась совсем не музейным экспонатом. Charlotte была на ходу, и все, что ей требовалось, — вернуть немного лоска, что и было выполнено со всей тщательностью.

Надо признать, это лучшая реклама мастерству специалистов верфи и качеству постройки. Но самое интересное, что и в России есть подобный раритет (не путать с антиквариатом!): на озере Байкал весьма активно эксплуатируется яхта Princess возрастом пусть не полвека, но более 25 лет. Об этой яхте-ветеране и своих впечатлениях рассказал MBY ее владелец Александр Кромм.

• Какой модели ваша Princess, когда яхта была построена?

Это Princess 435. Верфь начала выпускать эту модель в 1987 году, но именно мою лодку построили в 1990 году. То есть сейчас ей уже 26 лет, и, несмотря на возраст, она в отличном состоянии.

• Что вам больше всего в ней нравится?

Прежде всего, у нее хорошая обитаемость. При длине всего 44 фута она располагает тремя каютами и двумя санузлами, каждый с душем. В носовой каюте стоит двуспальная кровать; еще одна каюта с двумя койками — по правому борту. А мастер-каюта, как сейчас нередко видишь на новых моделях, — от борта до борта.

 

▲ Модель Princess 435 выпускали с 1987 по 1992 г., но в плане дизайна она и сегодня выглядит достаточно свежей, а не «антикварной». Закрытый транец и высокий релинг: с точки зрения безопасности Princess 435 хорошо продумана.

▲ На борту установили новую акустику и навигационную электронику Garmin.

▲ Байкал — крупнейшее пресноводное озеро планеты — по своим характеристикам больше напоминает море.

 

Считается, что такие каюты на относительно небольших лодках начали обустраивать недавно, когда появились мощные компактные двигатели и стало возможным сокращать объем моторного отсека. Но Princess 435 — пример того, что каюты во всю ширину корпуса начали строить гораздо раньше: сама каюта занимает всю кормовую часть, а моторный отсек находится ближе к миделю, под нижним салоном.

Да, на моей лодке два салона; в том, что на нижней палубе, есть небольшая обеденная зона — стол и диван, напротив — камбуз. Кухня компактная, но туда столько всего уместилось: плита с четырьмя конфорками, две мойки, микроволновка, холодильник и даже довольно объемные шкафы... В общем, на лодке комфортно размещаются шесть человек и еще капитан, поскольку, трансформируя обеденную зону в салоне, можно организовать еще одно спальное место.

• Так у вас есть капитан? А сами вы яхтой управляете?

Конечно. Я получил права на управление, но и капитан тоже есть — на случай, если мы уходим в долгие походы по Байкалу, когда в одиночку тяжело постоянно находиться за штурвалом.

• То есть вы ходите активно. Любите путешествия или предпочитаете короткие прогулки?

И то и другое. Байкал — это почти море со своими специфическими погодными условиями. Но мореходность моей Princess 435 отличная. Что касается топлива, то запаса 1364 л хватает на 10 часов полного хода. С пресной водой тоже проблем нет. Вместимость танка — около 450 л, и в любой момент можно добавить из озера: в процессе ремонта мы предусмотрели закачку воды прямо из-за борта, так как вода в Байкале самая чистая в мире. Эксплуатация яхты на Байкале дает большие преимущества и легко объясняет хорошее состояние судна даже в столь почтенном возрасте. Пресная вода — дополнительные шансы на  долголетие судов.

 

▲ Лучшее время для  яхтинга на Байкале — июль и август: вода достаточно прогревается для купания.

▲ Расширенная купальная платформа с трапом: простое и удобное решение.

 

• Что еще поменялось по сравнению с изначальной спецификацией Princess 435?

Главное, установлены новые двигатели. Изначально на яхте стояли два дизельных Volvo Penta TAMD61 по 306 л.с. Кстати, проект предусматривал и опциональные Volvo Penta TAMD71A — они мощнее на 50 л.с. Но теперь здесь современные и еще более мощные Volvo Penta D6 по 435 л.с. Еще заменили дизель-генератор, насосы, зарядное устройство, установили инвертор.

Поменяли некоторое электрооборудование: лодка пришла из Японии, и оригинальное было рассчитано на 110 В. Изменения коснулись навигационного и аудио-оборудования: мы установили приборы Garmin, спутниковое ТВ, новую акустику. Планировку и отделку постарались сохранить в первозданном виде, за исключением мягкой мебели — ее, конечно, пришлось перетянуть, чтобы лодка выглядела свежей. Далее заменили старый тик на Flexiteek: этот искусственный материал, очень похожий на натуральный, не меняет цвет в процессе эксплуатации, и за ним легче ухаживать.

• Как вы оцениваете ходовые качества яхты?

Ходовые качества отличные!.. Крейсерская скорость 40–42 км/ч, максимальная 50–52 км/ч. Кроме прочего, отмечу отличную шумоизоляцию яхты!

 

▲ Классическая компоновка поста управления, дополненная современными приборами.

▲ Трудно поверить, что этой яхте уже 26 лет: ее корпус и палуба в идеальном состоянии.

 

• Учитывая возраст яхты, есть ли какие-то сложности при обслуживании?

Абсолютно никаких. В Иркутске есть представительства всех нужных компаний — по обслуживанию двигателей, оборудования и пр. Что же касается возраста…

Концептуально яхты не слишком меняются со временем. Да, появляется новый дизайн и оборудование, но принципы остаются все теми же. Обслуживать мою лодку не сложнее, чем другие; конечно, есть нюансы, но в основном все стандартно.

• Каковы были первые впечатления от яхты и как они изменились со временем?

Впечатления самые хорошие. Я купил свою Princess 435 пять лет назад, и до сих пор она меня радует и устраивает на все 100 процентов!

 

Андрей Цеплит

руководитель компании «Шторм», Иркутск

"Princess 435 — не первая лодка, переоборудование которой мы проводили, поэтому у нас уже был достаточный опыт таких работ.

Эта яхта не требовала масштабного ремонта и вложений: корпус был в хорошем состоянии, агрегаты и оборудование по большей части работали исправно. Однако новый владелец захотел поменять двигатели и попросил подыскать альтернативу. Мы просчитали варианты и предложили такую схему: два дизельных двигателя Volvo Penta D6-435 с редукторами HS80AE (передаточное отношение 1,90:1); два поста управления и новый дисплей 7˝— эта модель только начала поставляться.

Также пришлось поменять гребные валы, подшипники скольжения валов и гребные винты.

При замене двигателей особых проблем не возникло: комплектация двигателей полная, включая все фитинги и крепления опор. На лодке предусмотрен съемный люк, через который легко получилось демонтировать старые моторы и установить новые. Старую проводку, приборы двигателей, механическое (тросовое) управление газ/реверс демонтировали. Установили новые приборы, панели, рукоятки управления для Volvo Penta D6 и новую проводку. Также заменили силовые кабели и аккумуляторы".

Досье Princess 435

 

Годы выпуска    1987–1992

Длина     44 ф (13,00 м)

Ширина    3 ф (1,04 м)

Осадка    13 ф (3,80 м)

Водоизмещение    10 т

Корпус/надстройка    стеклопластик

Двигатели    2 × Volvo Penta TAMD61 (306 л.с.); TAMD71А/B (358/380 л.с.)

Каюты     3

Вместимость    8 чел.

Текст Ольга Селезнева

Новости

Прибыль Princess Yachts стремительно растет

Спустя год инвестиций и большого объема заказов, компания Princess Yachts Limited официально заявила о значительном росте прибыли впервые за последние несколько лет.

Знания

На пороге юбилея

О грядущих премьерах британской верфи Sunseeker и о том, как получить яхту своей мечты с помощью программы Bespoke, рассказывает управляющий директор Sunseeker Russia Кирилл Шабалов.

Знания

Вид сверху

Дроны интересны для яхтсменов прежде всего как удобный инструмент для того, чтобы запечатлеть себя на судне со стороны: с ними не нужно спускать тендер или посылать человека с камерой на берег. Расскажем о том, как использовать дроны на яхтах.
Верфь: Princess Yachts
Дилеры Princess 435 в России: Nordmarine
По теме

Чистая красота

Дебютировавшая в начале года Princess 82 готова к своей первой навигации. Если вы еще не успели увидеть эту яхту, спешите хотя бы прочитать о ней.

Кристина Оддоне и Денис Новиков

В прошлом году в Монако открылось новое представительство компании Princess Yachts. Для чего оно появилось и какие преимущества получат покупатели яхт британской верфи, рассказывают представители Princess Yachts в России.

Открываем сезон на Versilia Yachting Rendez-Vous 2017

С 11 по 14 мая в марине Виареджо (Италия) впервые состоится международная яхтенная выставка Versilia Yachting Rendez-Vous 2017. По словам организаторов, это боат-шоу имеет амбициозные планы стать главной выставочной ареной на юге Европы и прийти на смену теряющей популярность выставке в Генуе.

Большая премьера

Princess 30M по праву именуется суперяхтой.Помимо длины 100 футов, ее дизайн, строительное качество, состав оборудования и характеристики позволяют считать эту яхту «просто супер».