Говорящее имя: Sargo 36 Fly

Хорошо известные финские всепогодные катера (All Weather Boats) Minor теперь называются Sargo.

Текст Зарий Черняк Фото Кари Вилен

Вначале июня финская Ассоциация производителей прогулочных судов Finnboat в очередной раз собрала журналистов разных стран показать новую продукцию верфей страны Суоми. В первый же вечер на торжественном ужине Томас Сарин, глава верфи Sarins Boats, объявил: начиная с этого момента компания меняет бренд, Minor достается истории, а на сцену выходит Sargo. Сказать, что все присутствующие были удивлены, — ничего не сказать.

Трудное решение

Пойти на столь смелый шаг было нелегко. Лодки Minor, сегодня условно относящиеся к классу «морских внедорожников», отличающиеся высокой мореходностью, функциональностью и надежностью, известны без малого 50 лет. Единственный их существенный (с позиций маркетологов) недостаток — специфическое имя, у некоторых вызывавшее ассоциацию с чем-то небольшим (англ. minor — незначительный) или грустным, тихим (в музыке). Я решительно не вижу этих параллелей, согласен разве что с одним: лодки Minor — действительно тихие.

Мореходность Sargo 36 Fly подтвердилась на переходе из Финляндии в Петербург при ветре до 20 м/с и волне высотой под 4 метра 

Тем не менее бытующее на рынке мнение вынудило руководство верфи прислушаться, и после нескольких лет раздумий и колебаний было выбрано имя Sargo. Оно родилось как сочетание части фамилии владельцев верфи Sarin и простого английского слова go, среди множества значений которого есть и такие, как жить, двигаться, действовать, путешествовать, курсировать, а также успех и удача. То есть, SARin + GO = Sargo.

Sargo с флайбриджем

Во время Finnboat Floating Show я провел тесты трех моделей Sargo, но здесь расскажу только о Sargo 36 Fly — нынешнем флагмане.

Если не акцентировать внимание на флайбридже, то лодка вполне узнаваема. Тот же, что у Minor Offshore 36 (без верхнего мостика), высокий борт в носу, пропорциональная рубка с обратным наклоном ветрового стекла, умеренной площадью остекления и тремя дверями (две бортовые и еще одна в кокпит; такая дверь, удобная во многих случаях и обстоятельствах, типична для лодок этого типа). Простой носовой кокпит с подходом к бушпритной площадке, снабженной якорем и якорным шпилем, кормовой кокпит… А вот тут новости: помимо крупной кормовой платформы и знакомого дивана со столом, в кокпите появился вполне себе изящный трап — ступени, «надетые» на трубу из нержавейки с поручнями из того же металла. Трап расположен ближе к правому борту, перед окном, которое на Minor Offshore 36 открывалось. Такое возможно и здесь, если трап сделать складным (опция). Еще одна новация: появился лацпорт правого борта — открывающийся на петлях фрагмент фальшборта, удобный при посадке и высадке.

Компоновка флайбриджа не грешит излишествами: диван со столом, кресло при рулевой консоли… Приборная панель при всей своей асимметричности настолько удобна, что просто радует. Отмечу хорошую защиту ветрового козырька на ходу, легко открывающийся люк и тиковые пайолы — красиво и надежно.

Внутри все осталось таким же, как на Minor Offshore 36 Flybridge (наш Sargo 36 Fly до ребрендинга), который я тестировал два года назад. Линейная схема компоновки рубки: угловой диван на правом борту, стол перед ним с походным баром в основании, камбуз вдоль борта напротив. Еще раньше мне показалось, что такой диван удобнее, стол больше, а оснащение камбузного блока богаче, нежели на прежних моделях.

Внутренняя компоновка Sargo 36 Fly осталась такой же, как на Minor Offshore 36: от добра добра не ищут

Не изменилась и рулевая консоль: минимум приборов на панели, включая картплоттер Garmin 8015 с сенсорным многофункциональным экраном (остальные наверху); рука сама ложится на рукоятки двигателей, находит нужные клавиши и тумблеры. Как обычно, блок консоли поворачивается вместе со штурвалом — еще одна непременная «фишка» бренда наряду со щеколдой фиксации боковой двери. Кресло рядом с капитанским разворачивается к столу, и можно считать, что вся компания в сборе.

На борту две знакомых каюты. В носовой двухместной гальюн имеет второй вход и служит дневным. Каюта в корме трехместная, с большой лежанкой поперек, еще одним спальным местом и тоже с собственным гальюном. Туда попадаешь, откинув фрагмент сиденья дивана в рубке, а спустившись, стоишь в полный рост (под 2 м). Вот только удивило, что двери в гальюны не снабжены фиксаторами.

Как рыба в воде

Напомню о корпусе. Изготовленный из стеклопластика контактным методом, он имеет толщину днища 30 мм (монолит) и до 100 мм толщину выше скулы с учетом дивинисела в сэндвич-конструкциях и пенного материала. Еще одна особенность — обеспечение одноотсечной непотопляемости, реализованное по требованию госструктур ряда европейских государств, куда прежде поставляли лодки Minor, а теперь Sargo.

На тестовой лодке стояла «бюджетная» моторная установка — два VP D4–300/DP

На тестовой лодке стояли два дизельных Volvo Penta D4–300 с колонками DP, тогда как минимальная энергетическая установка Sargo 36 Fly включает один D6–400/DP, а максимальная — два D6–400/DP. Наш вариант можно рассматривать как бюджетный, но без каких-либо потерь функциональных качеств лодки.

Во время теста неожиданно обнаружилось, что электронное управление двигателями нуждается в настройке, на которую времени не оставалось. Поэтому мы смогли развить только 3260 об/мин против ожидаемых 3500–3600 об/мин. Максимальная скорость составила 31,2 узла; при полных оборотах мы бы гарантированно достигли 36–37 узлов, а при максимальной мощности превысили 41 узел. Могу говорить с полной уверенностью, поскольку такие тесты лодки без флайбриджа уже проводились, а флайбридж добавляет всего 400 кг веса.

Скорость набирается легко: разгон до максимума занимает 32 секунды, выход на глиссирование происходит уже через 6–7 секунд (2200–2400 об/мин). Устойчивость на курсе превосходная, хоть бросай штурвал и иди пить кофе — лодка остается на курсе. Заметный крен (под 20º) в резкой циркуляции при 3000 об/мин не напрягает, скула «работает» исправно, падение скорости небольшое, метровая волна препятствий не создает.

Носовая подрулька (стандарт) оказалась весьма полезной при швартовке под навальным ветром: флайбридж несколько увеличивает парусность. Во время теста я не отключал автоматические транцевые плиты Messe Marine; без них дифферент при разгоне выше буквально на градус. А запас хода рассчитан для увеличенного объема топлива на борту (непременное требование российских заказчиков).

Слышал мнение о валкости этой лодки, только оно мне кажется надуманным: килеватый корпус (19º на транце) неминуемо будет реагировать креном на перекладку штурвала, и тут уже многое зависит от умения капитана, особенно на волнении. А вот о реальных мореходных возможностях Sargo 36 Fly мне рассказал Йоханнес, брат Томаса Сарина, финансовый директор верфи.

В конце мая он и Олег Гусев (компания Jonacor Marine, дилер Sarins Boats)прошли на Minor Offshore 36 Flybridge от Ханко до Петербурга с остановкой в Котке. Именно на той лодке, которая чуть позже досталась мне для теста.

Поначалу при береговом бризе NO 8 м/с лодка легко шла по волне. Утром второго дня, приняв топливо, пройдя пограничный и таможенный контроль, путешественники двинулись дальше. Навстречу им попался 42-футовый круизер — он возвращался из-за неблагоприятного прогноза. Но Йоханнес и Олег, уверенные в надежности лодки, продолжили путь.

Прогноз говорил о некотором усилении ветра, и первые несколько часов удавалось держать скорость 22 узла. Воды было полно: просторы залива вокруг, пелена брызг, поднимаемых корпусом, дождь… Когда ветер зашел на О и усилился, скорость пришлось сбросить до 15–17 узлов. Далеко впереди маячило попутное судно, и наши бравые моряки решили нагнать его, чтобы идти следом по более спокойной воде. Не случилось: пока догоняли «грузовик», ветер уже под 20 м/с раздул волну до 4 м, и пришлось идти на 10 узлах.

К вечеру они были уже в Кронштадте; кроме них, там оформлялась парусная яхта Nautor Swan 60, тоже не убоявшаяся непогоды. Из Кронштадта до Петербурга снова пришлось идти при сильном ветре и крутой волне на 10 узлах, но это длилось уже недолго…

Мореходность — это способность судна переносить в море непогоду (естественно, при определенных условиях), сохраняя остойчивость, непотопляемость и другие качества, а также движение с возможной скоростью и заданным курсом. Все это Sargo 36 Fly (тогда еще Minor Offshore 36 Flybridge) убедительно доказал соответственно категории «В» (ветер до 25 м/с, волна до 4 м). Достоверность состояния моря в те дни мне подтвердили в службе гидрографии ВМФ. А по возвращении Йоханнес объявил всем на верфи: «Теперь я точно знаю, что мы строим отличные лодки».

Последнее слово

Кстати, в интернете я раскопал, что название Sargo носит океаническая рыба — то ли морской лещ, то ли карась. И здесь имя снова сказало само за себя: как и лодки Minor, в море Sargo чувствуют себя не хуже рыбы в воде. Ни прибавить, ни убавить.

Новости

Праздник удался

С 22 по 24 июня в лучшем яхт-клубе столицы Royal Yacht Club на Водном стадионе прошла выставка Moscow Yacht Show 2017, организованная журналом Motor Boat & Yachting Russia. Первый опыт проведения боат-шоу в таком формате удался, и, несмотря на переменчивую погоду, все три дня выставки были наполнены событиями.

Новости

Почетный трофей

Швейцарская часовая мануфактура Ulysse Nardin и российский яхтенный проект PROyachting официально объявили главный приз по итогам популярной серии регат Wednesday Night Race 2017 – часы новой серии Marine Chronograph Manufacture.

Новости

Остров сокровищ

С 1 по 2 июля с 12:00 до 19:00 в яхт-клубе "Муромский" (Самара) состоится "Открытие Яхтенного Сезона 2017". Организаторы задумали мероприятие в стиле культового советского мультфильма "Остров сокровищ".
По теме

Движимый солнцем

Компания Solarwave удачно реализовала технологию электродвижения на 62-футовой яхте.

Конкурс фотографий «Яхты и катера на Волге»

Для любителей фотосъемки организаторы яхтенной выставки в Тольятти запускают фотоконкурс.

Вниз по великой реке

Майские праздники. Кто-то на дачу, а кто-то – вниз по сибирской реке: 9 мая экспедиционная группа «Разбушлат» начинает путешествие «Лена 2014».

В цене ли дело?

Антон Черкасов: "Иногда высокая стоимость лодки отпугивает покупателей еще до того, как они разберутся, чем она продиктована. Бывает, что за вереницей нулей скрывается вовсе не жадность производителя."