Говорящее имя: Sargo 36 Fly

Хорошо известные финские всепогодные катера (All Weather Boats) Minor теперь называются Sargo.

Текст Зарий Черняк Фото Кари Вилен

Вначале июня финская Ассоциация производителей прогулочных судов Finnboat в очередной раз собрала журналистов разных стран показать новую продукцию верфей страны Суоми. В первый же вечер на торжественном ужине Томас Сарин, глава верфи Sarins Boats, объявил: начиная с этого момента компания меняет бренд, Minor достается истории, а на сцену выходит Sargo. Сказать, что все присутствующие были удивлены, — ничего не сказать.

Трудное решение

Пойти на столь смелый шаг было нелегко. Лодки Minor, сегодня условно относящиеся к классу «морских внедорожников», отличающиеся высокой мореходностью, функциональностью и надежностью, известны без малого 50 лет. Единственный их существенный (с позиций маркетологов) недостаток — специфическое имя, у некоторых вызывавшее ассоциацию с чем-то небольшим (англ. minor — незначительный) или грустным, тихим (в музыке). Я решительно не вижу этих параллелей, согласен разве что с одним: лодки Minor — действительно тихие.

Мореходность Sargo 36 Fly подтвердилась на переходе из Финляндии в Петербург при ветре до 20 м/с и волне высотой под 4 метра 

Тем не менее бытующее на рынке мнение вынудило руководство верфи прислушаться, и после нескольких лет раздумий и колебаний было выбрано имя Sargo. Оно родилось как сочетание части фамилии владельцев верфи Sarin и простого английского слова go, среди множества значений которого есть и такие, как жить, двигаться, действовать, путешествовать, курсировать, а также успех и удача. То есть, SARin + GO = Sargo.

Sargo с флайбриджем

Во время Finnboat Floating Show я провел тесты трех моделей Sargo, но здесь расскажу только о Sargo 36 Fly — нынешнем флагмане.

Если не акцентировать внимание на флайбридже, то лодка вполне узнаваема. Тот же, что у Minor Offshore 36 (без верхнего мостика), высокий борт в носу, пропорциональная рубка с обратным наклоном ветрового стекла, умеренной площадью остекления и тремя дверями (две бортовые и еще одна в кокпит; такая дверь, удобная во многих случаях и обстоятельствах, типична для лодок этого типа). Простой носовой кокпит с подходом к бушпритной площадке, снабженной якорем и якорным шпилем, кормовой кокпит… А вот тут новости: помимо крупной кормовой платформы и знакомого дивана со столом, в кокпите появился вполне себе изящный трап — ступени, «надетые» на трубу из нержавейки с поручнями из того же металла. Трап расположен ближе к правому борту, перед окном, которое на Minor Offshore 36 открывалось. Такое возможно и здесь, если трап сделать складным (опция). Еще одна новация: появился лацпорт правого борта — открывающийся на петлях фрагмент фальшборта, удобный при посадке и высадке.

Компоновка флайбриджа не грешит излишествами: диван со столом, кресло при рулевой консоли… Приборная панель при всей своей асимметричности настолько удобна, что просто радует. Отмечу хорошую защиту ветрового козырька на ходу, легко открывающийся люк и тиковые пайолы — красиво и надежно.

Внутри все осталось таким же, как на Minor Offshore 36 Flybridge (наш Sargo 36 Fly до ребрендинга), который я тестировал два года назад. Линейная схема компоновки рубки: угловой диван на правом борту, стол перед ним с походным баром в основании, камбуз вдоль борта напротив. Еще раньше мне показалось, что такой диван удобнее, стол больше, а оснащение камбузного блока богаче, нежели на прежних моделях.

Внутренняя компоновка Sargo 36 Fly осталась такой же, как на Minor Offshore 36: от добра добра не ищут

Не изменилась и рулевая консоль: минимум приборов на панели, включая картплоттер Garmin 8015 с сенсорным многофункциональным экраном (остальные наверху); рука сама ложится на рукоятки двигателей, находит нужные клавиши и тумблеры. Как обычно, блок консоли поворачивается вместе со штурвалом — еще одна непременная «фишка» бренда наряду со щеколдой фиксации боковой двери. Кресло рядом с капитанским разворачивается к столу, и можно считать, что вся компания в сборе.

На борту две знакомых каюты. В носовой двухместной гальюн имеет второй вход и служит дневным. Каюта в корме трехместная, с большой лежанкой поперек, еще одним спальным местом и тоже с собственным гальюном. Туда попадаешь, откинув фрагмент сиденья дивана в рубке, а спустившись, стоишь в полный рост (под 2 м). Вот только удивило, что двери в гальюны не снабжены фиксаторами.

Как рыба в воде

Напомню о корпусе. Изготовленный из стеклопластика контактным методом, он имеет толщину днища 30 мм (монолит) и до 100 мм толщину выше скулы с учетом дивинисела в сэндвич-конструкциях и пенного материала. Еще одна особенность — обеспечение одноотсечной непотопляемости, реализованное по требованию госструктур ряда европейских государств, куда прежде поставляли лодки Minor, а теперь Sargo.

На тестовой лодке стояла «бюджетная» моторная установка — два VP D4–300/DP

На тестовой лодке стояли два дизельных Volvo Penta D4–300 с колонками DP, тогда как минимальная энергетическая установка Sargo 36 Fly включает один D6–400/DP, а максимальная — два D6–400/DP. Наш вариант можно рассматривать как бюджетный, но без каких-либо потерь функциональных качеств лодки.

Во время теста неожиданно обнаружилось, что электронное управление двигателями нуждается в настройке, на которую времени не оставалось. Поэтому мы смогли развить только 3260 об/мин против ожидаемых 3500–3600 об/мин. Максимальная скорость составила 31,2 узла; при полных оборотах мы бы гарантированно достигли 36–37 узлов, а при максимальной мощности превысили 41 узел. Могу говорить с полной уверенностью, поскольку такие тесты лодки без флайбриджа уже проводились, а флайбридж добавляет всего 400 кг веса.

Скорость набирается легко: разгон до максимума занимает 32 секунды, выход на глиссирование происходит уже через 6–7 секунд (2200–2400 об/мин). Устойчивость на курсе превосходная, хоть бросай штурвал и иди пить кофе — лодка остается на курсе. Заметный крен (под 20º) в резкой циркуляции при 3000 об/мин не напрягает, скула «работает» исправно, падение скорости небольшое, метровая волна препятствий не создает.

Носовая подрулька (стандарт) оказалась весьма полезной при швартовке под навальным ветром: флайбридж несколько увеличивает парусность. Во время теста я не отключал автоматические транцевые плиты Messe Marine; без них дифферент при разгоне выше буквально на градус. А запас хода рассчитан для увеличенного объема топлива на борту (непременное требование российских заказчиков).

Слышал мнение о валкости этой лодки, только оно мне кажется надуманным: килеватый корпус (19º на транце) неминуемо будет реагировать креном на перекладку штурвала, и тут уже многое зависит от умения капитана, особенно на волнении. А вот о реальных мореходных возможностях Sargo 36 Fly мне рассказал Йоханнес, брат Томаса Сарина, финансовый директор верфи.

В конце мая он и Олег Гусев (компания Jonacor Marine, дилер Sarins Boats)прошли на Minor Offshore 36 Flybridge от Ханко до Петербурга с остановкой в Котке. Именно на той лодке, которая чуть позже досталась мне для теста.

Поначалу при береговом бризе NO 8 м/с лодка легко шла по волне. Утром второго дня, приняв топливо, пройдя пограничный и таможенный контроль, путешественники двинулись дальше. Навстречу им попался 42-футовый круизер — он возвращался из-за неблагоприятного прогноза. Но Йоханнес и Олег, уверенные в надежности лодки, продолжили путь.

Прогноз говорил о некотором усилении ветра, и первые несколько часов удавалось держать скорость 22 узла. Воды было полно: просторы залива вокруг, пелена брызг, поднимаемых корпусом, дождь… Когда ветер зашел на О и усилился, скорость пришлось сбросить до 15–17 узлов. Далеко впереди маячило попутное судно, и наши бравые моряки решили нагнать его, чтобы идти следом по более спокойной воде. Не случилось: пока догоняли «грузовик», ветер уже под 20 м/с раздул волну до 4 м, и пришлось идти на 10 узлах.

К вечеру они были уже в Кронштадте; кроме них, там оформлялась парусная яхта Nautor Swan 60, тоже не убоявшаяся непогоды. Из Кронштадта до Петербурга снова пришлось идти при сильном ветре и крутой волне на 10 узлах, но это длилось уже недолго…

Мореходность — это способность судна переносить в море непогоду (естественно, при определенных условиях), сохраняя остойчивость, непотопляемость и другие качества, а также движение с возможной скоростью и заданным курсом. Все это Sargo 36 Fly (тогда еще Minor Offshore 36 Flybridge) убедительно доказал соответственно категории «В» (ветер до 25 м/с, волна до 4 м). Достоверность состояния моря в те дни мне подтвердили в службе гидрографии ВМФ. А по возвращении Йоханнес объявил всем на верфи: «Теперь я точно знаю, что мы строим отличные лодки».

Последнее слово

Кстати, в интернете я раскопал, что название Sargo носит океаническая рыба — то ли морской лещ, то ли карась. И здесь имя снова сказало само за себя: как и лодки Minor, в море Sargo чувствуют себя не хуже рыбы в воде. Ни прибавить, ни убавить.

Новости

Анонсированы даты зимней серии регат Sochi Winter Cup by PROyachting

В ноябре стартует зимняя серия гонок Sochi Winter Cup, организованная компанией PROyachting. Этот сезон станет третьим для серии. Первая регата зимнего сезона 2017/2018 пройдет с 3 по 5 ноября. Всего намечено 6 этапов.

Новости

Rolls-Royce Phantom дебютировал в Санкт-Петербурге

Rolls-Royce Phantom восьмого поколения дебютировал в Санкт-Петербурге. Новый флагман роскошной марки был представлен публике в салоне Rolls-Royce Motor Cars St. Petersburg в рамках серии закрытых презентаций.

Новости

Регата «Кубок журнала Motor Boat & Yachting»

C 16 по 23 сентября у берегов Хорватии состоялась ежегодная регата «Кубок журнала Motor Boat & Yachting». Устроителями соревнований выступили журнал Motor Boat & Yachting Russia, а также официальный дилер Princess Yachts и XO Boats на Северо-Западе России — компания Nord Star Yachting.
По теме

Силы природы

Все, что вы хотели знать о сопротивлении воды движению корпуса, включая влияние на расход топлива.

Открываем яхтенный сезон с новым MBY

Друзья, спешим сообщить, что выходит в свет новый выпуск журнала Motor Boat & Yachting Russia — №39 май-июнь 2016. Всего через несколько дней он окажется в яхт-клубах, ресторанах и киосках вашего города, а пока расскажем, что же интересное мы нашли для вас к началу сезона навигации.

Клуб джентельменов

28 марта в инновационном шоу-руме Ауди City Moscow состоялось открытие серии тематических вечеров Закрытого клуба джентельменов, который каждый месяц будет собирать мужчин на увлекательные мероприятия.

Чистая энергия

Словенские верфи уже успели заработать репутацию инновационных своим небанальным подходом к лодкам, да и к яхтингу в целом. Встречайте новое имя: Alfastreet Marine.