Совершенно серьёзно

Simply better — слоган норвежского бренда Askeladden. У польского Parker такого нет, хотя и он имеет все права: польский Baltic Cruiser RIB и норвежский Commuter 10 RIB — практически одна и та же классная лодка.

Главное — спокойствие: никто ни у кого ничего не крал: польская верфь Parker Poland и норвежская Askeladden давно и плодотворно сотрудничают, о чем MBY уже рассказывал. Опустим тему распределения ролей в этой плодотворной кооперации, но Parker Baltic Cruiser стал еще одним ее примером. Я видел эту лодка-RIB неоднократно, хотя тестировать пока не довелось. Поэтому, делясь своими впечатлениями, буду ссылаться на результаты тестов наших норвежских коллег, которые испытали Askeladden Commuter 10 (он же Parker Baltic Cruiser) с разными вариантами моторной установки.

Взглянем на лодку с точки зрения того, каким должен быть настоящий RIB.

ЭКСТЕРЬЕР И КОНСТРУКЦИЯ

Внешне лодка выглядит достойно — внушительная, серьезная композитная конструкция из стеклопластика и кевлара с динамичным экстерьером. Относительно высокий борт с приподнятым носом и мощной, проходящей по форштевню скулой, пропорциональная вполне обтекаемая рубка с обратным наклоном стекла и выходом в корму — не громоздкая, но и не субтильная. Свободная палуба в носу, где стоит устройства с английским названием Samson Post (по-нашему – просто высокий битенг)для буксировки катера (на всякий, понимаю так, случай). Вот кокпит действительно большой – свободный, защищенный боковыми стойками; его палуба, по сути, это крышка люка моторного отсека. В корме есть еще вполне широкая транцевая платформа и еще один битенг – на этот раз для буксировки чего-либо (включая воднолыжника). Такая компоновка палубы, включая довольно свободные бортовые проходы, удобна для проведения спасательных работ, дайвинга, обслуживания навигационной обстановки и соревнований (доставка буев).

Еще надо сказать про пост управления в кокпите, который наверняка задействуют при операциях по спасению, и о главной конструктивной особенности этого Baltic Cruiser – надувном борте-баллоне. Он изготовлен из хайпалона, имеет в диаметре 0,58 м и состоит из 7 секций. Баллон не только выполняет функции кранцев, но служит обеспечением непотопляемости и остойчивости.

НА ХОДУ

Модель Baltic Cruisr выпускают с одним или двумя дизельными двигателями Volvo Penta D6 мощностью до 400 л.с. или c двумя подвесными моторами по 300 л.с. С двухмоторной установкой D6-370 скорость превышает 52 узла, с подвесниками близка к 50 узлам, с одним D6-370 вышло 36 улов. Не так уж плохо, если приять еще во внимание совсем невысокий расход топлива одного двигателя (1,6 л/милю) на круизных 30 узлах (2800 об/мин); при топливном баке в 600 л это дает более 360 миль запаса хода (правда без резерва). Уровень шума на этой скорости не более 76 дБА.

Скорость с двумя стационарами выше, только при этом растет расход топлива: на 42 узлах (3000 об/мин) дальность плавания уже 250 миль. Шум чуть сильнее, хотя тоже не донимает: изоляция моторного отсека отличная.

Мощность, конечно, фактор важный, но многое определяет и форма корпуса. Проектировщики Baltic Cruiser разработали корпус с довольно высокой килеватостью (21º) и двумя парами продольных реданов, не сильно заморачиваясь с реданами поперечными и другими техническими фенечками. Просто и гарантированно хорошо работает. Лодка мягко, без заметных ударов проходит волну, в рубке спокойно, брызги не донимают…

Маневренность тоже на высоте: хотел было сказать, что в крутых поворотах даже при волне лодка она сидит на воде, как приклеенная, только вот движется, причем быстро. Управление точное, она не тащит за собой воду, и никакой кавитации, дрейфа или других, иногда случающихся ненужных явлений. Баллоны стоят правильно: на ходу они не замываются и не тормозят, зато в резких поворотах, когда угол крен превышает угол входа скулы в воду (на глазок более 25º), они начинают работать как вторая, «мягкая скула», гарантируя остойчивость.

На малых оборотах управляемость модели с одномоторной установкой даже выше, чем с двумя двигателями. Зато джойстик Volvo Penta позволяет получить от двухмоторного катера почти то же, что и от лодки с IPS (правда за деньги).

И еще соображение о деньгах. Раз уж лодка вполне хороша с одним стационарным дизелем, почему бы не рассмотреть вариант с одним подвесником мощностью 300-350 л.с., чтобы дальше снизить цену? Правда, тогда корпус придется балластировать: снижение веса в корме неизбежно приведет к ее всплытию с возможными негативными последствиями. Но это если скорость для вас не так уж важна…

Катер проектировали для профессионалов: спасателей, полиции и т.п. Его охотно эксплуатируют силовые структуры Польши, Германии, Швеции, он стоит на вооружении береговой охраны ОАЭ, а в Норвегии служат даже такие катера с водометами. Но почему бы не использовать Baltic Cruiser «в мирных целях» в качестве быстроходного катера для удовольствия небольшой семьи? Для этого есть все.

Где я вижу такие лодки у нас? Не обязательно на Балтике, как подразумевает название Baltic Cruiser. Но также на Ладоге или Онеге, на Байкале или Сахалине, на Черном или Белом морях, в частных руках или на службе у морских спецподразделений различных министерств и ведомств. То есть везде, где есть серьезная акватория и серьезные люди, желающие эксплуатировать серьезные лодки для решения серьезных задач. Кстати, отдых на воде — это тоже совершенно серьезно.

 

PARKER BALTIC CRUISER

ДЛИНА 30 ф (9,70 м)

ШИРИНА 10 ф (3,16 м)

ОСАДКА 3 ф (0,80 м)

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ 5000 кг

ЗАПАС ТОПЛИВА (БЕНЗИН/ДИЗЕЛЬ) 600/900 лЗ

АПАС ВОДЫ 500 л

ДВИГАТЕЛИ 1 × 370 л.с.2 × 400 л.с.

КАТЕГОРИЯ RCD «B»

СТОИМОСТЬ В РОССИИ от € 139 000

Новости

Живи жизнью!

Премьерный показ масштабной ретроспективы в Москве показал, что выставка Фриды Кало и Диего Риверы — важное событие для культурной жизни столицы, и теперь на протяжении двух месяцев она будет радовать петербуржцев и гостей города на Неве.

Знания

Лодка на монорельсе

Борис Лашков, яхтенный капитан, об ощущениях во время теста катера на подводных крыльях Princess R35.

Знания

Первые лица

Что происходит на яхтенном рынке Великобритании? Последние разработки, тревожные ожидания в преддверии Brexit, новые фигуры на ключевых позициях… Узнать новости из первых уст MBY смог на boot Düsseldorf у руководителей крупнейших британских верфей: Princess Yachts, Sunseeker International и Fairline Yachts.
Верфь: Parker Poland
По теме

Выбор будущего #2

Продолжаем серию статей о концептах суперяхт, представленных на выставке Monaco Yacht Show. В этот раз настал черед проекта Dart от голландской верфи Royal Huisman, студии Winch Design и конструкторского бюро Azure Naval Architects.

Российские инвесторы приобретут Fairline Boats

Два российских инвестора, работающие в Великобритании, готовы стать новыми владельцами Fairline Boats и планируют оставить производство в стране.

В числе лучших

В открытом чемпионате России по парусному спорту в классе SB20 бронзовым призером стала корпоративная команда компании Nordmarine.

MBY приглашает на выставку яхт и катеров в Тольятти

Изменились даты проведения «VOLGA boat show»: 4-7 июня 2015 года.