MBY Cup 2018: сокровища Хорватии

Осенью птицы летят на юг, а российские яхтсмены — в Хорватию: бархатный яхтенный сезон в самом разгаре, а регата MBY Cup 2018, которая пройдет здесь с 15 по 22 сентября, даст возможность каждому получить то, за чем он приедет. Профессионалам — интересные гоночные дистанции и квалифицированное судейство; шкиперам-любителям — возможность отточить мастерство, соревнуясь с профессионалами, а группе поддержки и первооткрывателям Хорватии — красоту и историю страны. Маршрут регаты всегда проложен так, чтобы каждый день менять декорации, посещая новый остров или город. Итак, что ждет участников на маршруте MBY Cup в этом году?

Сплит

Старт и финиш регаты пройдут в городе Каштела неподалеку от Сплита — столицы области Далмация, второго по величине города Хорватии, одного из древнейших и красивейших в стране. Архитектура его уникальна: здесь смешались самые разные стили и цивилизации — за 17-вековую историю Сплита им владели римляне, венецианцы, австрийцы, французы, итальянцы… Главная достопримечательность — масштабные (около 3 га) руины дворца, возведенного для римского императора Диоклетиана в IV в. н.э. Вместе с историческим центром Сплита дворец является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс из более чем 200 зданий считается самым хорошо сохранившимся дворцом периода Римской империи. Действительно, на руины он смахивает едва ли: сейчас внутри располагаются отели, магазины, рестораны, жилые здания. Так что если собираетесь ближе познакомиться с городом, приезжайте пораньше.

В Хорватии высокий яхтенный сезон длится вплоть до конца сентября

Марина Каштела (Marina Kaštela), где регата стартует, расположена между Сплитом и Трогиром, в 7 км от аэропорта Сплита. Эта марина — одна из самых новых (построена в 2002 г.) и благоустроенных в Хорватии: ресторан, кафе, душевые, 420 швартовных мест у причалов с водой и электричеством при глубине от 2,5 до 8 м. А с внешней стороны мола, где еще глубже, предусмотрены места для cуперяхт, которые тоже здесь частые гости.

Милна

Первая стоянка — Милна: небольшой поселок XVII века с хорошо защищенной от всех ветров мариной (ACI Marina Milna) в одноименном глубоком заливе на западном берегу острова Брач. Это самая красивая гавань на острове, излюбленное место отдыха яхтсменов — даже не в сезон тут полно яхт. Еще в период наполеоновских войн здесь была база русских кораблей; флотоводцы, видимо, тоже оценили все прелести этого места. А венецианцы называли Милну Valle di mille navi (Залив тысячи судов). Неподалеку — чистые песчаные и галечные пляжи, где в сентябре вода еще достаточно теплая, а центр туристической жизни — набережная со множеством кафе и ресторанов. Вечером внимание привлекает подсвеченный огромный белый крест на горе над деревней.

Палмижана

ACI Marina Palmižana — следующая остановка MBY Cup 2018 — расположена в национальном парке, в глубокой бухте с узким входом на северном побережье небольшого островка Святого Клемента. Осторожнее при заходе: к северу, прямо напротив входа в бухту, есть коварная скала с говорящим названием «Баба». Воздержимся от шуток про женщин в море, лучше вспомним, что здесь должен быть знак «Изолированная опасность» (черно-красный с двумя шарами) или двойные вспышки в темное время суток. Именно так скала и обозначена. Она довольно широкая, так что обходите ее подальше, особенно с северной стороны.

Марина Палмижана, пожалуй, — самая зеленая и уединенная в Хорватии: ее не видно с моря, пока не подойдешь совсем близко. В целом она неплохо защищена от ветров всех направлений, но в сильный ветер швартовка может быть непростой, так как понтоны располагаются довольно плотно. В остальном здесь очень удобно: душевые, вода и электричество на причале, Wi-Fi, ресторан и даже массажный кабинет.

  • Краткие прибрежные дистанции служат проверкой на скорость реакции и слаженность работы команды

  • Вис — наиболее удаленный от побережья остров

Сам островок Святого Клемента (2,5 мили от Хвара) относится к группе Паклинских или Адовых островов, как их еще называют, ссылаясь на слово pakao, обозначающее ад. Дело в том, что в древности здесь варили смолу для пропитки корабельной древесины, и острова заволакивал черный дым, что придавало им сходство с преисподней. Впрочем, это скорее ошибка перевода, поскольку сама смола называется pakol, поэтому Паклинские острова правильнее называть Смоляными, а не Адовыми. Тем более что адом здесь и не пахнет: этот островок с ботаническим садом — очень тихое место. Впрочем, если появится настроение развлечься, можно взять водное такси и уже через 10 минут оказаться в Хваре — «хорватской Ибице» с массой модных ресторанов, баров и бурной ночной жизнью.

Вис

Этот остров с одноименным городком — наиболее удаленный от побережья населенный остров Хорватии, где живет около 4000 человек. Еще в IV в. до н. э. здесь была первая греческая колония, потом сюда приходили римляне, славяне, венецианцы, австрийцы… В результате весь город — один большой культурно-исторический центр, где можно увидеть античные руины, римский театр и францисканский монастырь. А еще остров знаменит городом рыбаков Комижа, подводной пещерой с гротом и отличными пляжами на любой вкус — оборудованными и дикими.

Туризм здесь начал развиваться позже, чем в остальной Хорватии, поскольку на протяжении многих лет на Висе находилась секретная военно-морская база Югославии, отчего сухопутных туристов здесь не так много, как в других местах. Зато яхтсменов, которые могут добраться сюда сами, а не на тихоходном пароме, гораздо больше. На острове всего одна заправка для автомобилей, однако для яхт все обустроено в лучшем виде. Марина — местная набережная (50 швартовных мест), при этом есть вода и электричество. Также можно стоять на буях в глубине бухты, и если вам нужно залить воду, платы за это не возьмут: достаточно подойти, когда у причала освободится место.

Рогозница

Следующий этап регаты ведет в небольшой городок Рогозница между Сплитом и Шибеником. Яхтсменам он особенно хорошо известен благодаря Marina Frapa — одной из красивейших яхтенных гаваней на Адриатике. Во всяком случае, она трижды удостаивалась звания лучшей марины Хорватии. 10 отлично оборудованных причалов могут принять более 450 судов, в том числе и суперяхты, а основной комплекс марины располагается на искусственном острове, где находятся два отеля, рестораны, магазины, ночной клуб и открытый бассейн с баром. В Marina Frapa есть даже собственное озеро, довольно большое и глубокое: вода в нем теплее и солонее, чем в море. Сам же городок Рогозница — типичное средиземноморское местечко с извилистыми средневековыми улочками, ароматом сосен и фантастической местной кухней.

Трогир

На обратном пути никак нельзя пропустить Трогир: как и Сплит, это настоящий город-музей, а его старинная часть, расположившаяся на островке, включена в Cписок Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основанный в I в. до н. э. старый город — уникальный лабиринт дворцов, соборов и башен, похожий на Венецию в миниатюре.

  • После "отдыха" на регате иногда требуется отпуск! Зато впечатлений — море!

Не самая большая, но хорошо оборудованная ACI Marina Trogir на 170 мест предлагает все, что может пригодиться яхтсмену: от ресторана и супермаркета до душевых и прачечной. Особенно приятно видеть всю эту прекрасную инфраструктуру на фоне «средневековых» декораций: Трогир считается самым хорошо сохранившимся городом с романской и готической архитектурой во всей Центральной Европе. А в полутора километрах — окруженный соснами отличный 500-метровый пляж.

Даже если вы были в Хорватии не раз, помните: эту страну не зря называют землей тысячи островов. Здесь можно ходить на яхте годами, не повторяя маршруты, и всегда находить что-то новое. Делать это в компании единомышленников особенно приятно, а если еще и гоняться с достойными соперниками на хороших яхтах, есть все шансы провести каникулы, которые никогда не забудешь.

Текст  Ольга Селезнева Фото Михаил Смотров, Croatian National Tourist Board/Ivo Biočina, Zoran Jelača

Знания

Интервью с Полом Маккензи

На пресс-конференции в ходе Каннского яхтенного феcтиваля Princess Yachts объявила о своих амбициозных планах по выпуску десяти новых моделей. Как выглядит процесс разработки новых проектов и что позволяет верфи поддерживать высокий темп развития модельного ряда, нам рассказал ее технический директор Пол Маккензи.

Новости

PROyachting. Человек года — 2019

27 ноября компания PROyachting подведет итоги парусного сезона-2019 чествованием победителей премии «PROyachting. Человек года».

Яхты

Жить безумной жизнью

За прошедший год Heesen Yachts передала заказчикам четыре яхты длиной 50–56 метров. Одной из них стала Vida, чье название на испанском означает «Жизнь».
По теме

Окрыленный катамаран

Французская компания Advanced Aerodynamic Vessels​ заявила, что изобрела один из самых быстрых моторных катамаранов, который сможет похвастать рекордно низким расходом топлива.

Хватит коптить!

Вопреки расхожему мнению, на лодках в водоизмещающем режиме мы проводим гораздо больше времени, чем кажется. Не пора ли переходить к передовым гибридным технологиям?

Швартовка на ветру

Самый лучший день на воде может быть испорчен стрессом, когда по возвращении в марину швартоваться придется при внезапном усилении ветра, хотя еще с утра, как говорится, ничто не предвещало. Главная задача шкипера в данной ситуации — тщательно спланировать действия и проинструктировать команду заранее.

«Курсовая разница сейчас позволяет локализовать производство в России»

В декабре жизнь «вдарила колотушкой» по многим отраслям российской экономики. Однако не все российские производители катеров пессимистично смотрят в будущее. Михаил Клопоух, руководитель казанской верфи Velvette Marine, видит в сложившихся условиях уникальный шанс для развития компании.