Всем ветрам назло

Проект комплексного «морского города» с недвижимостью и мариной, который разработали для западной части Стамбула, появился еще 20 лет назад. Но из-за разрушительного землетрясения, произошедшего в этом регионе в 1999 году, планы по строительству пришлось заморозить до 2006 года. Стадия согласований, получение разрешений на водопользование и само возведение сооружений заняли пять лет, и с 2011 года West Istanbul Marina (WIM) начала принимать яхты.

В большом Стамбуле насчитывается пять яхтенных стоянок; WIM среди них — почти самая молодая и не имеет равных в плане инфраструктуры. Расположена она в новой части города, на его европейском берегу, но не на окраине; дальше вдоль побережья тянутся два района. Сезонных колебаний населения, как на курортах, здесь нет, и за счет того, что окружают марину преимущественно коттеджные поселки, публика здесь соответствующая.

Поскольку регион Стамбула считается сейсмоопасным, все здания и конструкции WIM, включая волнолом, построены с учетом определенных требований: архитектурно-планировочные изыскания для марины производили специалисты одного из университетов Турции. Плавучие причалы-понтоны закреплены к сваям так, чтобы они могли опускаться и подниматься при изменении уровня воды (приливы тут менее полуметра), но не отрывались от набережной вместе с пришвартованным флотом, если начнет трясти. Высокий волнолом составлен из кессонов и выложен сверху крупными каменными блоками, выполняющими декоративную функцию, причем тут использован мрамор, наименее подверженный влиянию воды и ветра. Часть внутреннего периметра волнолома свободна от камней и служит причальной стенкой для суперяхт; там могут швартоваться лодки длиной до 95 м. Все понтоны имеют Т-образное окончание, где удобно вставать на катамаране; последним в марине рады и рассчитывают стоимость швартовки по занимаемой площади (как и для обычных яхт).

  • В защищенной гавани участок за волноломом служит причальной стенкой для суперяхт

  • Оборудование марины позволяет работать с крупными яхтами

Приближаясь к West Istanbul Marina с моря или на машине, сразу замечаешь, что она примыкает к контейнерному порту; однако минусы от такого соседства минимальны, да и те компенсируются рядом положительных моментов. Главное — отсутствует ожидаемый шум и грохот: современные краны работают точно и тихо, кроме того, в порту действуют ограничения на время выполнения погрузочных работ, ведь на берегу стоят коттеджные поселки и виллы, жители которых ценят тишину.

А плюсы весьма существенны. Прежде всего, здесь могут разгружаться лодковозы, поэтому заказать новую яхту с европейской верфи можно прямо к месту стоянки и тут же выполнить все необходимые сервисные процедуры перед началом эксплуатации. Кроме того, в порту круглосуточно действует таможенная служба, и сейчас WIM ведет переговоры с властями в отношении организации собственного таможенного пункта. В настоящее время яхты под иностранным флагом, приходящие, например, из Черного моря, могут пройти таможню только в единственном месте в Стамбуле, где, по словам капитанов, есть риск прождать брокера сутки в некомфортных условиях с интенсивным паромным движением. Как только WIM откроет свой таможенный пункт, от лишней точки захода можно будет отказаться.

Как и любая современная яхтенная стояка, West Istanbul Marina уделяет большое внимание безопасности флота. Выход на понтоны для посторонних закрыт, на территории организовано одностороннее движение, за обстановкой следят камеры CCTV, а на выходе из ковша базируется катер береговой охраны, который несет круглосуточную вахту и готов вмешаться в любой чрезвычайной ситуации, будь то нарушение порядка или происшествие на воде. Кстати, к понтонам можно подъехать прямо на машине, а удобные сходни позволяют пользоваться тележками и не таскать провизию на себе.

  • На парусные яхты приходится порядка 45% стоящего в марине флота

  • Если владелец не планирует растаможивать яхту в России и хочет лишь приходить летом на условиях временного ввоза, то WIM может стать отличной базой

При выборе места для стоянки всегда встает вопрос: где можно ходить в округе? Конечно, примыкающая к Босфору часть Мраморного моря уступает туристическим акваториям Эгейского и Средиземного морей, куда летом устремляется весь прогулочный флот. Но и здесь есть что посмотреть. Среди таких мест значатся ближайшие Принцевы острова, своей тишиной и умиротворенностью резко контрастирующие с шумным Стамбулом; удаленные острова комплекса Мармара, источники и достопримечательности в районе Бурсы. Прогулки по Босфору в сторону Черного моря не очень распространены из-за дефицита мест для швартовки, хотя берега изобилуют красивыми пейзажами. Если говорить о купании, то пляж есть и в самой марине: вода там чистая несмотря на стоящие на рейде корабли, а доказательством тому является факт, что WIM отмечена Голубым флагом.

В яхт-клубе на территории West Istanbul Marina работает парусная школа для детей и взрослых (занятия на английском), и тем, кто увлекается этим спортом, здесь есть что смотреть и где тренироваться: с июня по сентябрь в окрестностях Стамбула проходит около 15 регат. Интересно, что недавно рядом с мариной (1,5–2 мили) обнаружили затонувшее античное судно и ушедший под воду порт. Они на два века старше аналогичных находок времен Византии в старом стамбульском порту Еникапи. Сейчас WIM при участии государства реконструирует деревянную яхту, которая уже летом начнет принимать дайверов, желающих своими глазами увидеть эти археологические артефакты.

Располагающая шестью сотнями стояночных мест West Istanbul Marina заполнена на 70%, причем распределены они между моторными и парусными яхтами практически поровну. Большая часть флота принадлежит местным жителям, а основными иностранными гостями являются англичане, немцы и наши соотечественники. Что влечет их сюда? Конечно, решающим фактором выступает ценовая политика: держать лодку тут в несколько раз дешевле, чем в Москве или Сочи. Марина сформировала заманчивые предложения, когда при оплате стоянки на 3, 6 или 12 месяцев клиент получает такой же период в подарок, да еще к нему прибавляется половина того времени, на которое яхта уходит из марины. Руководство WIM заинтересовано в том, чтобы обеспечить минимальную текучесть флота, и достижения в этом направлении впечатляют: 80% яхт «прописаны» здесь более чем на полгода, еще 10% — на срок от 3 до 6 месяцев, и лишь небольшую часть составляют транзитные суда.

  • WIM располагает мощной инфраструктурой не только для стоянки и обслуживания яхт

У West Istanbul Marina есть еще одно очень важное преимущество, делающее ее удобной и выгодной базой для зимнего хранения яхты. Речь идет о мощном комплексе сервисных возможностей, которые позволяют обслуживать и ремонтировать не только круизеры длиной до 100 футов, но и суперяхты. Об этом мы поведаем в отдельной статье, а этот рассказ завершим словами капитана, которому зимой довелось побывать в WIM на 60-футовой яхте. «Впечатления от марины у меня самые положительные, — сообщил он по возвращении в Петербург. — Но больше всего мне запомнился их крайне отзывчивый и очень предупредительный персонал: нас начали вести чуть ли не от самого Крыма и помогали во всем, в чем возникала необходимость!»

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Алина Гараженко

Яхты

Princess F55

На рынке нет дефицита в хороших 55-футовых яхтах с флайбриджем. Как новой Princess F55 удалось выделиться на их фоне?

Стиль жизни

На серебряной волне

Достаточно побывать на паре crew party в Порто-Черво, чтобы понять: активное долголетие — это не сказки! Средний возраст резидентов Yacht Club Costa Smeralda перевалил за пятьдесят, а по ним этого никогда не скажешь.
По теме

Весна вместе с новым MBY

В номере Март-Апрель мы опубликуем материалы, которые расскажут об особенностях яхтенной индустрии Австралии, поведают историю немецкой верфи Nobiskrug, на которой была построена самая крупная в мире парусная суперяхта и многое другое.

Nina: новый проект Heesen Yachts

Во время выставки в Форт-Лодердейле голландская верфь Heesen Yachts раскрыла планы по созданию очередной новинки - 38-метровой суперяхты Nina. Что же интересного в новом проекте?

Новый номер Motor Boat & Yachting!

Дорогие читатели! Выходит 34-й номер журнала Motor Boat & Yachting Russia за Июль-Август. Что же внутри?

Гироскоп на батарейках

Самая компактная модель Seakeeper не требует генератора.