В снег за свободой

Спросите людей: «Почему вам нравятся снегоходы?», — и получите самые разные ответы. Паренек из Онтарио, быть может, скажет, что в его крошечном городке попросту больше нечем заняться зимой. Сибирский охотник по-детски удивится вопросу: на чем же еще ему ездить на заимки и таскать добычу? А жители мегаполисов наверняка назовут катание отличным лекарством от стресса. Однако есть еще одна, наверное, самая важная причина, которая побуждает садиться за руль снегохода. Это свобода движения в любом направлении, свобода выбора скорости, свобода в принятии решений — свобода, родственная той, за которой люди веками ходят в море.

Времена, когда снегоходы были технически несовершенны, а управление ими походило на пытку, давно прошли: нынче даже хрупкие дамы легко овладевают современной техникой, а количество моделей для различных практических нужд и видов катания с трудом поддается подсчету. В последнем отчасти есть и минус: сегментация размывается, а вчерашний утилитарник в новом модельном году превращается в туристическую модель, что может сбивать с толку. Но зато есть выбор, и какой!

Будучи одним из лидирующих мировых производителей моторной техники для активного отдыха, компания BRP последовательно развивает свои снегоходные бренды Ski-Doo и Lynx, неизменно улучшая дизайн, технические характеристики и управляемость моделей. К сезону 2020 года многие подверглись масштабному обновлению, однако наибольшие изменения затронули Ski-Doo Expedition: этот спроектированный на утилитарной платформе снегоход стал еще более универсальным и многоцелевым, чем прежде.

Все модификации Expedition (а в Россию их поставляется три — SE, LE и Xtreme) используют платформу REV Gen4, которая обеспечивает практически идеально симметричную развесовку на лыжах, а значит, повороты в обе стороны снегоход выполняет одинаково легко и предсказуемо. Кроме того, в борьбе с лишним весом конструкторам удалось скинуть с Expedition порядка 14 кг без ущерба для прочности и надежности конструкции. И то и другое очень важно, но заметят это в первую очередь люди с опытом вождения.

А вот новая трансмиссия Easy Shift с плавным переключением передач и электронной активацией заднего хода привлечет внимание даже тех, кто прежде катался лишь эпизодически. Она исключительно мягко переключает передачи и на ходу оказывается в два раза тише той коробки, что используется на платформе XU, а кнопка реверса на руле (как у моделей с двухтактными двигателями) вообще вызывает восторг. Дело в том, что шестерни трансмиссии на Expedition SE и LE, которые оснащаются четырехтактными моторами Rotax 900 ACE или 900 AСЕ Turbo, перемещает соленоид, а сам рычаг коробки ходит как по маслу. По собственному опыту катания на тестовых Expedition в Горной Шории скажу, что Easy Shift существенно повышает уровень комфорта как в отношении шума, так и в плане переключения между режимами N, L и H, поскольку отсутствует натяг рычага. Приятным дополнением является сравнительно простое обслуживание трансмиссии с возможностью замены деталей под ту или иную модель эксплуатации: рабочую или прогулочно-экспедиционную.

Для утилитарных целей Ski-Doo Expedition уже в базовой комплектации оснащены фаркопом и лыжами Pilot DS3 с высоким килем, улучшающими управляемость при буксировке саней, а тяговое усилие за счет новой платформы выросло на 135 кг (до 680 кг). Чтобы райдеру и пассажиру было комфортно при езде на длинные дистанции, сиденья теперь располагаются чуть выше и смещены вперед. Под ними оборудован багажный отсек объемом 15 л, а сзади находится универсальная монтажная площадка для аксессуаров LINQ, позволяющая принять на борт до 57 кг груза без ущерба для управляемости. В комплектацию SE включен багажный короб, на котором предусмотрены места для крепления пилы и топора, а на его крышке можно закрепить сумку и дополнительную канистру. С таким обвесом Expedition полностью оправдывает свое название и вполне подходит для продолжительных путешествий.

  • На крышку объемного грузового  короба можно закрепить канистру с топливом и дополнительную сумку

  • Новая информативная приборная панель

Двухдневные тесты прототипов показали, что подвеска Expedition еще с заводскими настройками позволяет ехать сидя даже на достаточно разбитых трассах — там, где на многих других моделях приходится уже вставать, чтобы снизить нагрузку на позвоночник. Другой положительный момент связан с реализацией мощности на турбированном моторе: он замечательно тянет во всем диапазоне оборотов. Его атмосферный собрат чуть задумчивее на низах, однако после 5000 об/мин разница нивелируется: оба агрегата способны разогнать снаряженный снегоход с одним райдером до скорости 100+ км/ч.

А как насчет Expedition Extreme? Ведь не зря канадцы дали ему такое говорящее название. На журналистских тестах этот снегоход прозвали красной ракетой за взрывной характер, обусловленный двухтактным мотором Rotax 850 E-Tec мощностью 850 л. с. Именно такой двигатель ставят на «горники» Summit (которые также построены на REV Gen4!), поэтому Expedition Extreme получился гораздо ближе к моделям для глубокого снега, нежели к классическим «утилям». Только вот гусеница у него короткая (154", грунтозацеп 46 мм), поэтому лезть в пухляк стоит только в том случае, если знаешь, что делаешь. Многим журналистам Extreme полюбился в первую очередь за прыть: шутка ли — поставить утилитарник в свечку! Однако, на мой взгляд, приобретая Expedition с двухтактным двигателем, нужно хорошо понимать, в каких целях он будет использоваться. И если речь идет об экспедициях, то лучше все же делать ставку на комплектации SE или LE c четырехтактным Rotax 900 ACE.

Но вернемся к свободе, которую дает снегоход. Ощутить ее в полной мере, нарезая круги на полях возле дачи в Подмосковье, сложно: для этого нужны более привлекательные «акватории».

«Можно купить технику у дилера в Мурманске, Новокузнецке или на Камчатке и хранить ее там же, — советует Дмитрий Белов, инструктор и основатель школы SkiDooKing GeshRider. — У нас в Шерегеше хранение снегохода стоит всего 3000 рублей за месяц, и по запросу его будут обслуживать в ваше отсутствие и готовить к вашему приезду. Сезон длится с декабря по апрель, поэтому выбрать время для поездки не так сложно, к тому же снегоход можно совмещать с лыжами и сноубордом. В окрестностях поселка есть маршруты для спортивного и туристического катания: для горных снегоходов открыты все склоны, кроме горнолыжных, а местами даже раскатывают трассы для утилитарников, в том числе и ратраками. Если у вас нет своей снегоходной компании, то местные снегоходные клубы, как правило, очень активны и рады тем, кто хочет присоединиться к их экспедициям».

Другой вариант — возить «саночки» с собой, и это тоже не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Лучше выбирать двойной прицеп, чтобы на него можно было поставить два снегохода и ехать вдвоем на одной машине, отдыхая по очереди, — поясняет Дмитрий Белов. — Такие прицепы шириной 2 м обычно выходят за габариты машины и требуют определенного водительского опыта. Есть модели на 140 мм ýже, и с ними комфортнее, но туда влезут только два горных снегохода. В любом случае, технику нужно ставить “валетом”. Если машина-буксировщик тяжелая, то можно обойтись прицепом без собственной тормозной системы, главное — не гнать. Но с тормозами, конечно, проще, особенно на скользкой дороге. Тем, кто перевозил катера на трейлерах, справиться со снегоходами в прицепе будет несложно».

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Дмитрий Гальчун

По теме

Плата за комфорт

Наш аппетит в отношении комфорта на борту яхты не знает границ. Но как поведут себя этакие плавучие хоромы на волнении?

Выбор будущего #3

Завершаем серию статей о концептах суперяхт, представленных на выставке Monaco Yacht Show, проектом Muse от верфи Nobiskrug и студии Bannenberg & Rowell. Поехали!

Большая премьера

Princess 30M по праву именуется суперяхтой.Помимо длины 100 футов, ее дизайн, строительное качество, состав оборудования и характеристики позволяют считать эту яхту «просто супер».

ИГИЛ на Средиземном море

Могут ли исламские террористы атаковать прогулочные яхты на Средиземном море?