Интервью с Аленом Боуэ, координатором программы Helios

На выставке METS Trade мы встретились с Аленом Боуэ, техническим экспертом Orolia, который рассказал о том, как будет работать MEOSAR, в чем ее главные преимущества и какие аварийные маяки появятся в ближайшее время.

Зачем потребовалась новая поисково-спасательная система и что она собой представляет?

В настоящее время основной глобальной поисково-спасательной системой (SAR) является международная Cospas-Sarsat, в которой задействованы две группы спутников. Шесть из них вращаются на низкой околополярной орбите и объединены в группировку LEOSAR, тогда как еще девять находятся на геостационарной орбите и составляют группировку GEOSAR.

Сейчас в мире зарегистрировано порядка двух миллионов аварийных маяков, и с момента запуска в 1982 году Cospas-Sarsat система позволила спасти более 40 000 жизней. Однако спутники LEOSAR и GEOSAR морально устарели, а ограничения в покрытии и длительная локализации маяков потребовали модернизации Cospas-Sarsat, которая началась в 2011 году и ведется до сих пор.

Ключевые страны-участники Cospas-Sarsat совместно создают новую сеть под названием MEOSAR, куда входят расположенные на средней орбите группировки спутников GNSS — GPS (США), Galileo (Евросоюз) и Glonass (Россия). MEOSAR обладает всеми преимуществами LEOSAR и GEOSAR, а также лишена их недостатков, то есть обеспечивает полное покрытие поверхности Земли и позволяет максимально быстро локализовать сработавший аварийный маяк.

Ален Боуэ, координатор программы Helios:
Задача MEOSAR — локализовать аварийный маяк с точностью до 5 км в течение 10 минут на протяжении 95% времени.

Как работает MEOSAR?

Система задействует 72 спутника, 20 из которых приходятся на самые современные аппараты Galileo с высокой пропускной способностью. Когда человек, которому грозит опасность, активирует аварийный маяк, тот начинает транслировать зашифрованный сигнал на стандартной частоте 406 МГц. Все находящиеся в зоне досягаемости спутники GNSS принимают его и ретранслируют на LUT (Local User Terminal) — новые наземные станции Cospas-Sarsat.

Неважно, спутник какой GNSS первым получит сигнал, поскольку между ними налажено взаимодействие и все три группировки будут передавать сообщение до получения наземными станциями, которые активно «слушают» эфир в своей зоне.

Получив сообщение, наземные станции передают его в Mission Control Center (MCC), где происходит расшифровка информации и проверка ее подлинности. Затем данные передают в один из региональных координационных центров (RCC), организующих спасательную операцию.

Сколько времени требует этот цикл?

Передача сигнала практически моментальная: речь идет о секундах. Однако, исходя из эмпирических результатов тестирования MEOSAR, Еврокомиссия гарантирует прием, обработку и передачу обратного сигнала в течение 15 минут. Локализация аварийного маяка теперь занимает в среднем на 46 минут меньше, чем c помощью LEOSAR, а порой выигрыш во времени может достигать двух часов.

Вы упомянули обратную связь — ведь прежде этого не было?

Да, одно из важных преимуществ MEOSAR заключается в возможности обратной связи с аварийными маяками, которую могут обеспечить европейские спутники. Galileo Return Link Service Provider (RLSP, Тулуза, Франция) автоматически проверяет, поддерживает ли сработавший маяк протокол обратной связи Return Link Service (частота 406 МГц), и через спутники Galileo посылает ему сообщение на частоте 1575,42 МГц. Обратная связь позволяет терпящим бедствие узнать, что их запрос принят и помощь уже в пути. Это снижает вероятность возникновения паники, а значит повышает шансы на выживание.

На какой стадии система отправляет обратный сигнал?

Возможны два варианта. В случае Acknowledgement Type 1 автоматический ответ о получении сигнала бедствия отправляется, когда тот поступает в Mission Control Center. Во втором случае (Acknowledgement Type 2) ответ уходит на маяк после того, как сообщение получил и обработал координационный центр спасательных операций. В любом случае транслировать обратный сигнал будут два ближайших к зоне бедствия спутника Galileo.

Какие аварийные маяки вы разрабатываете в рамках проекта Helios?

Мы работаем над несколькими типами MEOSAR-маяков с автоматической активацией. Это будут устройства для персонального использования (PLB) и для установки на суда (EPIRB), а также высокоскоростная фюзеляжная антенна для воздушных судов. Бюджет этой трехлетней программы составляет около € 5 млн; в 2018 году появятся прототипы для тестирования и сертификации, а вывод продуктов на рынок начнется в середине 2019 года.

Что в отношении приема и передачи сигнала в сложных условиях: шторм, снегопад и т.  д.?

Это не проблема, поскольку маяки будут оснащены чувствительными антеннами, которые позволят отправлять и принимать сигнал в любых условиях. В ближайшем будущем появятся прототипы, и мы начнем тестировать их в разных ландшафтах и погодных условиях. Кроме того, поскольку спутники движутся, то чем дольше транслируется сигнал, тем выше вероятность его приема и передачи.

Смогут ли аварийные маяки передавать через MEOSAR дополнительную информацию — температуру воды и воздуха, сообщения от пострадавших?

На первых этапах система будет передавать только идентификационную информацию о владельце маяка или судне, на котором он установлен. Авиационные маяки будут сообщать еще данные о высоте. Однако в следующих поколениях устройств, возможно, будет предусмотрено расширенное двустороннее общение, благо архитектура системы это позволяет. Кроме того, нельзя исключать и появление устройств двойного назначения, которые будут совмещать в себе аварийный маяк и, например, терминал для передачи голоса через Inmarsat.

ВРЕМЯ ПОЛНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ СИГНАЛА И ТОЧНОСТЬ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Какую роль играет в MEOSAR Россия?

Россия как один из четырех главных участников Cospas-Sarsat обеспечивает доступ системы к спутникам Glonass, а также работу наземных станций на своей территории. Кроме того, Россия планирует запуск новых, более современных спутников с большей полезной нагрузкой, и сейчас ведутся переговоры по более глубокому участию в модернизации Cospas-Sarsat.

Что станет с LEOSAR и GEOSAR, когда MEOSAR начнет работать в полном объеме?

Скоро LEOSAR окончательно устареет, и ее перестанут использовать в поисково-спасательных целях. А GEOSAR продолжит функционировать параллельно с MEOSAR, пока та находится в стадии активного развития.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Orolia

Новости

PROyachting: итоги вечерних регат сезона-2018

В первых числах октября состоялись финальные регаты вечерних серий гонок на Водном стадионе, организованные компанией PROyachting.

Новости

Yalıkavak Marina — для каждого ребенка!

25 октября в отеле The Raffles Hotel одна из лучших в Средиземноморье Yalıkavak Marina примет участие в благотворительном вечере, организованном ЮНИСЕФ под лозунгом "Для каждого ребенка".

Стиль жизни

Москва. Яхтенный сезон закрыт

6 октября в московском Royal Yacht Club состоялось торжественное закрытие яхтенного сезона, организованное совместно с журналом Motor Boat & Yachting.
По теме

Как все начиналось...

Интервью с Шоном Робертсоном и Стюартом Джонсом, руководителями особого подразделения Sunseeker Bespoke Interiors.

Престиж всегда престиж

Осенью в Каннах прошла мировая премьера Prestige 630 — новой интересной модели французской верфи из линейки Yacht Division.

Новый стиль

Моторную яхту Sunseeker Manhattan 66 в Дюссельдорфе показали сразу после ее мировой премьеры в Лондоне. Судя по наплыву посетителей, она не оставила равнодушной публику ни в Англии, ни в Германии.

Великий путь маленьких открытий

Каждый, кто покупает яхту, преследует свои цели. Супруги Кевин и Лаура Катзке из Голландии, владельцы траулерной яхты Selene 49, говорят так: «Мы хотим посетить столько экзотических мест, сколько возможно».