Интервью с Аленом Боуэ, координатором программы Helios

На выставке METS Trade мы встретились с Аленом Боуэ, техническим экспертом Orolia, который рассказал о том, как будет работать MEOSAR, в чем ее главные преимущества и какие аварийные маяки появятся в ближайшее время.

Зачем потребовалась новая поисково-спасательная система и что она собой представляет?

В настоящее время основной глобальной поисково-спасательной системой (SAR) является международная Cospas-Sarsat, в которой задействованы две группы спутников. Шесть из них вращаются на низкой околополярной орбите и объединены в группировку LEOSAR, тогда как еще девять находятся на геостационарной орбите и составляют группировку GEOSAR.

Сейчас в мире зарегистрировано порядка двух миллионов аварийных маяков, и с момента запуска в 1982 году Cospas-Sarsat система позволила спасти более 40 000 жизней. Однако спутники LEOSAR и GEOSAR морально устарели, а ограничения в покрытии и длительная локализации маяков потребовали модернизации Cospas-Sarsat, которая началась в 2011 году и ведется до сих пор.

Ключевые страны-участники Cospas-Sarsat совместно создают новую сеть под названием MEOSAR, куда входят расположенные на средней орбите группировки спутников GNSS — GPS (США), Galileo (Евросоюз) и Glonass (Россия). MEOSAR обладает всеми преимуществами LEOSAR и GEOSAR, а также лишена их недостатков, то есть обеспечивает полное покрытие поверхности Земли и позволяет максимально быстро локализовать сработавший аварийный маяк.

Ален Боуэ, координатор программы Helios:
Задача MEOSAR — локализовать аварийный маяк с точностью до 5 км в течение 10 минут на протяжении 95% времени.

Как работает MEOSAR?

Система задействует 72 спутника, 20 из которых приходятся на самые современные аппараты Galileo с высокой пропускной способностью. Когда человек, которому грозит опасность, активирует аварийный маяк, тот начинает транслировать зашифрованный сигнал на стандартной частоте 406 МГц. Все находящиеся в зоне досягаемости спутники GNSS принимают его и ретранслируют на LUT (Local User Terminal) — новые наземные станции Cospas-Sarsat.

Неважно, спутник какой GNSS первым получит сигнал, поскольку между ними налажено взаимодействие и все три группировки будут передавать сообщение до получения наземными станциями, которые активно «слушают» эфир в своей зоне.

Получив сообщение, наземные станции передают его в Mission Control Center (MCC), где происходит расшифровка информации и проверка ее подлинности. Затем данные передают в один из региональных координационных центров (RCC), организующих спасательную операцию.

Сколько времени требует этот цикл?

Передача сигнала практически моментальная: речь идет о секундах. Однако, исходя из эмпирических результатов тестирования MEOSAR, Еврокомиссия гарантирует прием, обработку и передачу обратного сигнала в течение 15 минут. Локализация аварийного маяка теперь занимает в среднем на 46 минут меньше, чем c помощью LEOSAR, а порой выигрыш во времени может достигать двух часов.

Вы упомянули обратную связь — ведь прежде этого не было?

Да, одно из важных преимуществ MEOSAR заключается в возможности обратной связи с аварийными маяками, которую могут обеспечить европейские спутники. Galileo Return Link Service Provider (RLSP, Тулуза, Франция) автоматически проверяет, поддерживает ли сработавший маяк протокол обратной связи Return Link Service (частота 406 МГц), и через спутники Galileo посылает ему сообщение на частоте 1575,42 МГц. Обратная связь позволяет терпящим бедствие узнать, что их запрос принят и помощь уже в пути. Это снижает вероятность возникновения паники, а значит повышает шансы на выживание.

На какой стадии система отправляет обратный сигнал?

Возможны два варианта. В случае Acknowledgement Type 1 автоматический ответ о получении сигнала бедствия отправляется, когда тот поступает в Mission Control Center. Во втором случае (Acknowledgement Type 2) ответ уходит на маяк после того, как сообщение получил и обработал координационный центр спасательных операций. В любом случае транслировать обратный сигнал будут два ближайших к зоне бедствия спутника Galileo.

Какие аварийные маяки вы разрабатываете в рамках проекта Helios?

Мы работаем над несколькими типами MEOSAR-маяков с автоматической активацией. Это будут устройства для персонального использования (PLB) и для установки на суда (EPIRB), а также высокоскоростная фюзеляжная антенна для воздушных судов. Бюджет этой трехлетней программы составляет около € 5 млн; в 2018 году появятся прототипы для тестирования и сертификации, а вывод продуктов на рынок начнется в середине 2019 года.

Что в отношении приема и передачи сигнала в сложных условиях: шторм, снегопад и т.  д.?

Это не проблема, поскольку маяки будут оснащены чувствительными антеннами, которые позволят отправлять и принимать сигнал в любых условиях. В ближайшем будущем появятся прототипы, и мы начнем тестировать их в разных ландшафтах и погодных условиях. Кроме того, поскольку спутники движутся, то чем дольше транслируется сигнал, тем выше вероятность его приема и передачи.

Смогут ли аварийные маяки передавать через MEOSAR дополнительную информацию — температуру воды и воздуха, сообщения от пострадавших?

На первых этапах система будет передавать только идентификационную информацию о владельце маяка или судне, на котором он установлен. Авиационные маяки будут сообщать еще данные о высоте. Однако в следующих поколениях устройств, возможно, будет предусмотрено расширенное двустороннее общение, благо архитектура системы это позволяет. Кроме того, нельзя исключать и появление устройств двойного назначения, которые будут совмещать в себе аварийный маяк и, например, терминал для передачи голоса через Inmarsat.

ВРЕМЯ ПОЛНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ СИГНАЛА И ТОЧНОСТЬ ЛОКАЛИЗАЦИИ

Какую роль играет в MEOSAR Россия?

Россия как один из четырех главных участников Cospas-Sarsat обеспечивает доступ системы к спутникам Glonass, а также работу наземных станций на своей территории. Кроме того, Россия планирует запуск новых, более современных спутников с большей полезной нагрузкой, и сейчас ведутся переговоры по более глубокому участию в модернизации Cospas-Sarsat.

Что станет с LEOSAR и GEOSAR, когда MEOSAR начнет работать в полном объеме?

Скоро LEOSAR окончательно устареет, и ее перестанут использовать в поисково-спасательных целях. А GEOSAR продолжит функционировать параллельно с MEOSAR, пока та находится в стадии активного развития.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Orolia

Новости

Greenline запускает новую модель Greenline 45 Fly

Компания Nord Star Yachting приглашает желающих на мировую премьеру Greenline 45 Fly, которая состоится на боат-шоу в Дюссельдорфе в январе 2019 года. Кроме того, новинка будет показана в марте Майами и в апреле — Пальма-де-Майорке.

Новости

Выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!»

13 августа в Санкт-Петербурге, в Нарышкином бастионе Петропавловской крепости, откроется выставка «Российскому парусному спорту – 300 лет!». Выставка пройдет в рамках «Балтийской яхтенной недели», одного из крупнейших парусных событий в России.

Новости

Can-Am X Race: мечты сбываются

Подиум второго этапа квадросерии Can-Am X Race 2018 удивил многих заядлых болельщиков соревнования. Гонка в очередной раз показала: всё будет — cтоит только проявить терпение, старание и, конечно же, поверить, что удача обязательно придет.
По теме

Эксклюзив

Не каждая верфь готова предложить заказчикам максимальную индивидуализацию серийной яхты. Еще меньше тех, кто может продемонстрировать результат «приватного» творчества на боат-шоу, где в основном представлены «базовые» решения. Sunseeker Yachts приоткрывает завесу тайны…

Интервью с Франсуа Зуретти

Мы встретились с Франсуа Зуретти в Петербурге, рядом с портиком Нового Эрмитажа, там, где «атланты держат небо». Слушая Зуретти, невольно проникаешься уважением к его огромному жизненному опыту и удивляешься тому, какие интересные люди составляют главный корпус яхтенных дизайнеров современности.

Яхта для супергероя

56-метровая Regina стала восьмой лодкой Бонда и вторым парусником

Гарантия спасения?

Игрок на рынке спасательного оборудования претендует на приоритет в создании персонального маячка с GPS-навигацией.