С попутным ветром

Обводы корпусов современных моторных яхт при выгодном соотношении их массы и мощности дизельных двигателей дают возможность большинству глиссирующих лодок удивительно хорошо идти с попутным ветром даже в достаточно сложных условиях. Значительный развал борта в носовой части позволяет вести судно по склону волны, удерживая его в таком положении, пока оно не продавит гребень собственным весом и не начнет взбираться на следующий.

Только имейте в виду: если ветер дует в одном направлении больше нескольких часов, поднятые им волны могут разгоняться до очень приличной скорости. Также, следуя с попутным ветром, легко не заметить постепенное увеличение его силы: в какой-то момент можно внезапно обнаружить, что условия изменились с серьезных на очень серьезные! И тут предстоит решать, сможет ли яхта продолжать движение в глиссирующем режиме, если ситуация усугубится. Возможно, лучше будет замедлиться до водоизмещающего режима или даже вернуться, чтобы укрыться в ближайшем порту, а это означает, что придется долго биться против ветра.

Особенно аккуратного обращения требуют суда с корпусами водоизмещающего или переходного типа, да еще — если у них широкий прямоугольный транец: такие весьма чувствительны к подхвату большой попутной волной. Если корма поднялась и лодка начала «серфинг», нос может развернуть к впадине перед следующей волной, и судно перевернется. Для предотвращения подобных ситуаций на водоизмещающие и переходные суда обычно устанавливают рули увеличенной площади, а капитан должен быть готов изменить направление движения судна, как только почувствует, что корма поднимается.

Управлять глиссирующей лодкой при попутном ветре достаточно просто: нужно только поддерживать прямой попутный курс с одновременным добавлением газа, чтобы она могла взобраться на волну и пройти ее. Но даже если волнение не слишком большое, избегайте искушения идти больше чем на 2/3 максимальной скорости. В запасе всегда должно быть достаточно мощности, чтобы пройти более крупную волну, если такая подхватит судно.

  • Чтобы вывести лодку на глиссирование с попутным ветром, поищите относительно ровный участок воды, особенно если волна высокая, и удостоверьтесь, что нос находится точно в направлении ветра. Затем прибавляйте газа до тех пор, пока корпус не начнет глиссировать.

 

  • Ключевой фактор при движении с попутным ветром — максимально поднятый нос лодки, предотвращающий захват более высокой волной. Эта фотография демонстрирует, в какой части корпуса начинается отбивание брызг.

 

  • Сбросьте обороты двигателей до комфортного режима, пока лодка не начнет слегка опережать волну. Старайтесь не пользоваться транцевыми плитами и сохраняйте небольшой дифферент на корму, чтобы продавливать волну корпусом в районе миделя.

 

  • Не поддавайтесь искушению идти на максимальной скорости. Держите не более 3/4 возможных оборотов, чтобы всегда оставался достаточный резерв мощности, позволяющий убежать от волны, если она вдруг обрушится прямо за кормой.

 

  • На снимке видно, что лодка всходит на каждую волну с максимально поднятым носом. Она движется косым углом к волновому фронту, что хорошо иллюстрирует форму волн — ветровых и образованных собственно корпусом.

 

  • При более высокой попутной волне шкиперу следует работать газом постоянно, чтобы ускоряться и сбрасывать скорость после каждой пройденной волны. Это позволит продвигаться вперед и при этом оставаться в безопасности.

 

Текст Джон Мендеc Фото Ричард Лэнгдон

Новости

В Петербурге наградят лучших яхтсменов

В Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга».

Стиль жизни

Ёлка в Pride Wellness Club — 15 декабря!

Pride Wellness Club в подмосковной Жуковке XXI приглашает погрузиться в атмосферу новогодней сказки.

Яхты

Princess X95

Недавно верфь Princess Yachts обнародовала первые сведения о моторной яхте X95, с которой начнется новая линейка бренда.
По теме

И снова с погодой мы договорились

1–3 сентября 2016 г. состоялась St. Petersburg International Boat Show (SPIBS) — выставка яхт, катеров, сопутствующей водной и сухопутной техники, предназначенной для отдыха на воде и у воды. Организатором проекта выступил журнал Motor Boat & Yachting (MBY) — ведущее российское издание о яхтах и морских путешествиях.

Приглашение к путешествию

В начале XVI века моряк и путешественник Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание. Прошло без малого 500 лет, и теперь его имя носит целая линейка яхт итальянской верфи Azimut. Знакомьтесь: новая модель Azimut Magellano 66.

Восходящая спираль эволюции

Как насекомые совершенствовались вместе с растениями, так вслед за прогрессирующими суперяхтами тянутся и супертендеры.За последние годы появилось много интересных экземпляров, и некоторые из них заслуживают особого внимания.

День судостроителя в Петербурге

Завтра, 30 октября, в Петербурге будут чествовать работников судостроительной отрасли. Для жителей и гостей города этот праздник станет отличным поводом посетить знаковые места, отражающие в себе дух «морской столицы» нашей страны.