Интервью с Франком Лаупманом

Повод для встречи в Монако с голландским дизайнером Франком Лаупманом был более чем существенный: в сентябре моторная яхта Heesen Home (Project Nova) с гибридной пропульсивной установкой и экстерьером от Omega Architects получила награды сразу на трех конкурсах. В Каннах ей присудили World Yacht Trophy за самый инновационный дизайн. Затем RINA назвала ее самой экологичной яхтой из всех, что присутствовали на Monaco Yacht Show. Наконец, третьей наградой стала Baccarat SuperYacht World Trophy, присужденная «за инновации, совершенство и уникальность».

Наружный дизайн Home перекликается с таковым у 50-метровой Sibelle, построенной Heesen в 2015 году. Чем это вызвано?
Sibelle
 — яхта full custom с корпусом FDHF, разработанным конструкторским бюро Van Oоssanen. Мы создавали для нее интерьеры и экстерьер, и у нас с верфью и заказчиком есть соглашение, что Sibelle останется уникальной, то есть ее дизайн с характерными горизонтальными линиями надстройки («горка блинов») не будет тиражироваться.
В случае с Home нам поставили задачу сделать нечто похожее, с вертикальным форштевнем и вместимостью до 500 рег. т. Вместе с Heesen мы постарались изменить язык дизайна в контексте экологичности этой гибридной яхты и добавили много стекла, чтобы усилить связь с окружающей средой. Кроме того, моторный отсек на Home расположен в другом месте, что принципиально меняет концепцию, а там, где у Sibelle находится «пляжный клуб», на Home оборудованы кладовые.
Владелец Sibelle принял это и согласился, что его лодка навсегда останется уникальной, а Home — это не копия, но логичная эволюция платформы и дизайна. Мы гордимся тем, что в состав жюри, которое выбрало Sibelle победителем Showboats Design Awards в 2016 году, входил один из самых известных автомобильных дизайнеров мира — Крис Бэнгл из BMW Group.

На фото: Рабочие эскизы Heesen Home

А если завтра заказчик попросит вас создать что-то похожее на Sibelle и Home?
Во-первых, Heesen Yachts уже близка к продаже третьего корпуса 50-метровой яхты с подобным дизайном. А во‑вторых, если мне поступит следующий заказ, то я просто выйду прогуляться по своему саду и непременно придумаю что-то новое. Когда меня спрашивают, где я черпаю вдохновение, мой ответ: я просто упорно работаю. А если серьезно, то в нашей работе важно понимать, что со временем вдохновение иссякает, и расходовать его осмотрительно.

На Home гораздо больше площадь наружного остекления. Легко ли было воплотить это в жизнь?
Корпуса FDHF всегда находятся на грани остойчивости, поэтому нам нужно тщательно подходить к дизайну верхних палуб в отношении веса. Стекло не только очень дорогое, но и весьма тяжелое, а значит, требуется облегчать конструкцию путем перераспределения веса, применения других материалов и, конечно, за счет дизайна. В качестве примера можно привести открытые фальшборты, композитный хардтоп на сандеке и детали интерьера на основе легкого вспененного полимера.

На фото: Франк Лаупман за созданием наружного дизайна 70-метровой яхты-эксплорера

И все же, что сегодня главенствует: дизайн или техническая начинка?
Дизайн и технологии соотносятся чисто интуитивно; у меня давно сложилось впечатление, что сегодня недостаточно строить просто красивые яхты: они обязаны быть инновационными в техническом плане. И дизайнеру волей-неволей требуются люди, которые глубоко разбираются в современных технологиях. Я сам очень люблю инновации и стараюсь следить за прогрессом. Кроме того, у меня соответствующее техническое образование, но все это не заменяет командную работу с инженерами и конструкторами. Хотя, признаюсь, мои собственные дизайнерские фантазии порой совершенно противоречат каким-то инновациям!

Какой стратегии сегодня придерживаются крупные верфи, в частности Heesen Yachts, с которой Omega Architects работает давно и плодотворно?
У каждой верфи есть собственный предел, до которого она может позволить себе начинать строить еще не обеспеченные деньгами заказчика яхты и который переходит только с подписанным контрактом. Это рискованная игра, поэтому, например, стратегия Heesen подразумевает, что яхты длиной менее 55 м на готовых технических платформах они начинают строить на собственные средства (примерно половина всех проектов). Все, что больше этой отметки, то есть кастомные проекты, закладывается только для конкретного клиента исключительно на его деньги. Нужно понимать, что репутация и успех верфей с такой стратегией базируются именно на большом количестве качественно построенных и сданных в срок лодок semi custom. Есть и полярные примеры: все суперяхты Amels Limited Editions основаны на стандартных технических платформах, тогда как Feadship работает исключительно с full custom-проектами.

На фото: Концепт-проект 50-метровой яхты на базе корпуса FDHF, разработанный Omega Architects  совместно с Van Oossanen

Omega Architects не слишком часто балует публику концептами суперяхт будущего. Вы не приветствуете эту игру?
Конечно, мы вынуждены в нее играть, но я хорошо понимаю: чем больше времени и сил тратишь на концепты, тем меньше остается на реальные проекты. Поскольку заказчики платят именно за последние, на концепты приходится лишь небольшая часть работы Omega Architects. Когда проекты Heesen длиной 47–50 м типа Satori и Ruhya с традиционным наклонным форштевнем закончили свой жизненный цикл, мы заменили их 50- и 55-метровыми лодками с вертикальным форштевнем: они будут как хлеб с маслом и для нас, и для верфи еще лет пять.
Время идет, и прежние проекты начинают казаться скучными, но резко менять экстерьер нельзя: покупатели к этому не готовы. Поэтому остается идти путем эволюции. С этим сталкиваются все придерживающиеся такой стратегии верфи: Benetti уже четыре года постепенно обновляет линейку моделей semi custom, да и Ferretti Group живет вовсе не крупными яхтами CRN, но за счет классических моделей Navetta.

С какими проектами вам как дизайнеру интереснее и легче работать?
Безусловно, full custom-проекты весьма занимательны, поскольку предполагают общение с заказчиком, выяснение его предпочтений и появление необычных решений. Но яхты semi custom не менее интересны. Когда я стал сотрудничать с Heesen, эта верфь была одной из первых, начавших разработку стандартных технических платформ; создавать дизайн таких яхт не так легко, как может показаться.

Число миллиардеров на планете растет, но повышенного спроса на суперяхты нет. Почему?
Недавно я общался с представителями одной из крупнейших компаний, которая занимается продажей, сопровождением строительства и менеджментом суперяхт. Они подтвердили, что сейчас даже ультраобеспеченные люди с большим трудом подписываются на строительство проектов full custom длиной свыше 65 м. Основная причина в том, что это так или иначе сопряжено с определенным финансовым риском.

На фото: Один из вариантов оформления салона 50-метровой яхты (Omega Architects Interior Design)

Может, просто люди стали другими? Замечаете ли вы, как изменились интересы заказчиков в последние годы?
Возможно, ответ на этот вопрос стоит искать в их национальности. Например, сейчас мы работаем для заказчика из Китая, который планирует проводить время на борту с детьми, и именно дети советуют родителям, как оформить и обставить помещения. Еще одна тенденция проявляется в том, что владельцы все чаще хотят получить в свое распоряжение целую палубу, полностью закрыв туда доступ другим гостям и экипажу. Наконец, люди стали уделять гораздо больше внимания «пляжным клубам». Теперь львиная доля времени, которое мы проводим с клиентом, уходит на обсуждение «пляжа» и палубы владельца. Интересно, что эти зоны гораздо меньше интересуют людей, активно путешествующих на своих яхтах по Мировому океану: для них гораздо важнее иметь в корме не «пляж», но место для хранения оборудования.

Чем сейчас занята Omega Architects?
У нас в работе два кастомных проекта на CRN, два на Benetti (75 и 80 м), а также четыре кастомные яхты длиной 50–70 м для Heesen Yachts. Кроме того, под технической экспертизой Heesen мы разрабатываем компактный 38-метровый эксплорер, который один из брокеров планирует строить на другой голландской или турецкой верфи, поскольку нижняя планка Heesen составляет 45–50 м. Также мы создаем дизайн линейки открытых моторных премиум-яхт длиной 35–55 футов по заказу одного из наших клиентов. Наконец, еще один из проектов — полностью электрический «контейнеровоз будущего». Это судно будет предназначено исключительно для внутренних вод, поскольку там достаточно просто обеспечить зарядку аккумуляторов.

На фото: Проект Nova стал эволюционным развитием 50-метровой технической платформы Heesen Yachts

Важен ли сегодня маркетинг для яхтенного дизайнера так, как он важен для верфей и брокеров?
Конечно! И, признаться, мне очень нравится заниматься этим. Прежде я был связан с индустрией музыкальных инструментов, где все построено на маркетинге и гитаристы продвигают гитарные бренды. А в яхтенной индустрии капитаны продвигают верфи и даже дизайнеров. Пожалуй, впервые маркетингом серьезно занялся Эд Дюбуа. У него было семь сотрудников, один из которых отвечал исключительно за PR и, насколько можно судить, делал это очень профессионально, ведь их студия обрела огромную популярность.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Omega Architects, Ван Венсвеен
 

Стиль жизни

Эдем в океане

Остров-курорт Amilla Fushi — затерянный рай для яхтсменов, гурманов и звезд Голливуда.

Путешествия

Хорватия. Кубок MBY

В сентябре 2017 года в Адриатическом море прошла регата на Кубок журнала Motor Boat & Yachting Russia.

Путешествия

В Москву из Петербурга

Где, как не в путешествии, качества и возможности лодки проявляются наиболее полно?
По теме

В западне

Сети, веревки, ловушки для лобстеров и пластиковые пакеты — известные любому яхтсмену помехи.Как быть, если вы намотали что-то на винт?

Мини-эксплореры нарасхват

Итальянская верфь Arcadia сообщает о продаже еще одного корпуса яхты Sherpa. На данный момент проданы четыре мини-эксплорера: трем владельцам в Европе и одному в США.

Королева Анна в огне

Очередной пожар в турецкой марине. В акватории Фетхие сгорела моторная яхта Princess 95 "Queen Anna". Это уже вторая новость подряд из Турции о пострадавших от пламени суперяхтах...

Большая разница

Один метр, пять лет и 290 000 евро…Обсуждаем различия между двумя близкими моделями Pershing.