Интервью с Полом Маккензи

Ваша должность — одна из ключевых в компании. Как вы оказались в Princess Yachts и в чем именно состоит ваша работа?

В Princess я уже три года, а до этого десять лет поработал вместе с Энтони Шерифом (генеральный директор Princess Yachts. — Прим. ред.) в McLaren. Он пригласил меня в компанию, сказав, что тут собралась сильная техническая команда, и в мои задачи вошло налаживание ряда внутренних рабочих процессов для оптимизации производства. До моего прихода верфь разрабатывала одновременно в среднем два-три проекта, а теперь их число выросло до 15. И чтобы обеспечить стабильный своевременный прогресс, требуются определенные усилия.

Сам переход оказался для меня нетрудным, ведь в автомобильной индустрии мы имели дело с разработкой мелкосерийного luxury-продукта, поэтому многие процессы были light touch, и мы пытаемся сделать их еще более light touch в яхтенной индустрии. Знание композитных материалов, включая карбон и стеклопластик, а также опыт управления крупными проектами здорово помогли мне. Стал ли я за это время настоящим яхтсменом? Не знаю… Но яхта у меня есть! В Princess замечательные технические специалисты, и я организую и координирую их так, чтобы они могли эффективно работать над большим количеством параллельных проектов.

Прежде в процессе проектирования яхты предлагали один эскиз и инженерные чертежи, которые поступали на производство. Сейчас, когда в дизайне одновременно участвуют несколько сторон, включая наш собственный конструкторский отдел, бюро Olesinski и студию Pininfarina, каждая из них предлагает собственные эскизы на основе техзадания, а затем мы обсуждаем эти независимые предложения, вычленяя наиболее интересные элементы. Именно так происходит в автомобильной индустрии и вполне работает в яхтенной. Нам очень важен уникальный язык дизайна, чтобы любой, увидев нашу яхту, мог сразу сказать: да, это Princess. Вспомните решетки радиатора у Audi или BMW — их ни с чем не спутаешь. Так и здесь. В дизайне наших яхт чувствуется классическая британская элегантность, и я очень рад, что у нас это получается.

То есть Pininfarina принимает участие во всех проектах, а не только в знаковых вроде R35?

Да, они работают над каждой новой моделью уже на стадии предварительного концепта, когда эскизы делают разные люди, а потом у всех есть право критиковать и дополнять друг друга. Princess R35 — лодка с явным дизайном Pininfarina, но другие модели представляют собой в большей степени продукт коллективного творчества. Помню, когда мы начинали внедрять такой подход, взрывной энтузиазм итальянских дизайнеров так схлестнулся со сдержанным британским характером, что едва не возник конфликт культур, и понадобилось выполнить совместно два-три проекта, чтобы все притерлись друг к другу.

В последние годы в британской яхтенной индустрии наблюдается приток людей из автомобильного мира. Для одних верфей это работает, для других — нет. В чем, по-вашему, может быть дело?

Полагаю, причина в том, что мы пришли в Princess Yachts не из массового производства серийных автомобилей, а из узкой ниши премиальных автомобилей. И мы понимаем, что нельзя просто взять и полностью скопировать бизнес-процессы из одной индустрии в другую: это не сработает. Они слишком разные, как разные и сами культуры производства.

  • Еще немного, и эти яхты отправятся к своим владельцам. А дальше — в море!

  • Непрерывный контроль производственных процессов на всех этапах строительства яхты — один из главных принципов технической политики Princess Yachts

 

Заявленная верфью цель увеличить годовой выпуск новых моделей ассоциируется с гонкой вооружений, когда приходится «гнать лошадей» без остановки, чтобы не дать конкурентам шанса опередить. Хватит ли компании сил поддерживать такой темп, сохраняя высокий уровень инноваций?

Выпустив новаторские R35 и X95, мы определенно расширили спектр предложений, при том что остальные представленные модели хорошо вписываются в существующий модельный ряд. Мы знаем, что если нам удастся заслужить лояльность владельцев небольших яхт длиной 30–40 футов, то они станут частью семьи Princess, а значит, останутся верны бренду и своему дилеру. Мы уделяем клиентам огромное внимание, и, как правило, раз в три года они меняют яхту, стремясь попробовать что-то новое. Наш основной сегмент рынка находится в рамках 65–95 футов, однако мы хорошо понимаем, насколько важны маленькие лодки для привлечения людей в бренд. Поэтому линейка наших продуктов начинается от 35 футов.

Обычно владельцы наращивают размеры своих яхт постепенно, и редко кто сразу же переходит от 45 футов к 85 или покупает 95-футовую яхту в качестве первой лодки. Поэтому наша задача — предложить клиенту комфортный подъем в плане габаритов и стоимости. Таким образом, мы сохраним непродолжительный жизненный цикл наших продуктов с рестайлингом существующих моделей и добавлением новых.
Поскольку важна не только длина яхт, но и деньги, которые люди готовы за них платить, у нас есть соответствующая матрица моделей, в которой мы постепенно заполняем пробелы. Для этого мы активно общаемся с дилерами и брокерами, отслеживаем поведение конкурентов, узнаем, чего ждут покупатели. Я не перестаю поражаться, насколько быстро гибридные технологии проникли в автомобильный мир, прошли сертификацию и получили налоговые преференции. И мне очень любопытно, когда это произойдет в яхтенной индустрии. Отмечу, что у Princess есть ряд интересных исследовательских проектов на эту тему.

Стал бы возможным этот прорыв Princess Yachts без инвестиционной программы объемом 100 млн фунтов, запущенной в 2016 году? Сколько из этих денег потрачено на опытно-конструкторские разработки?

Как вы, конечно, знаете, отдел Research & Development весьма эффективен в плане затрат! (Смеется.) Разница в том, что в автомобильной индустрии стоимость проектов находится на уровне 150–300 млн фунтов, тогда как в яхтенной отрасли, где редко строят прототипы, эти показатели гораздо ниже, поэтому инвестиций требуется значительно меньше. Когда я пришел в Princess, этот факт меня крайне удивил, хотя, конечно, все относительно.

Расскажите о модели Princess Y72 с системой Active Ride, которая появится через два года и станет своего рода развитием R35.

Карбоновая R35 продемонстрировала потенциал подводных крыльев, где Active Ride обеспечивает оптимальный ход и комфортное управление. Когда мы протестировали прототип лодки, результаты превзошли ожидания. Поскольку крыло смягчает и даже устраняет вибрацию, Y72 может произвести еще одну революцию в плане мореходности и комфорта. Эта система прекрасно масштабируется и, более того, лучше работает именно на крупных лодках. Мы проделали массу теоретических расчетов и моделирование с помощью CFD, а также протестировали модели с разными обводами корпуса в опытовом бассейне Саутгемптона, чтобы использовать эти технические решения на других яхтах модельного ряда.

Princess Yachts весьма спокойно относится к использованию карбона и применяет его в основном для небольших элементов только по мере необходимости. Каковы причины такой тактики?

Раньше я строил из углепластика автомобили, и в яхтах ему есть свое место. Для получения нужной скорости на R35 требовался карбоновый корпус, тогда как на крупных лодках он применяется в основном для облегчения надстройки в целях повышения остойчивости. И я не удивлюсь, если через несколько лет хардтопы будут сплошь из карбона.

  • Новая моторная яхта Princess Y78 (на заглавном фото) с двумя MAN V12 1800 может развивать до 36 узлов. При взгляде на интерьер салона трудно представить, что эта спокойная домашняя обстановка допускает столь высокую скорость

У Princess очень строгие внутренние стандарты мореходных качеств, в отношении которых мы никогда не идем на компромисс, и сегодня для соответствия им нам не нужно много карбона. Но чем больше полезного пространства планируется на борту, тем больше будет углепластика. А применять карбон ради самого карбона неразумно: он дорогой и к тому же сложнее в ремонте.

Лет десять назад консервативные почитатели бренда Princess не хотели «пересаживаться» с валов на другие приводы, но сейчас ситуация иная: в модельном ряду достаточно яхт с колонками. Изменились предпочтения владельцев?

Это интересный момент, поскольку многие наши конкуренты давно ставят днищевые колонки на крупные модели, тогда как Princess ограничивается 50 футами. Мы следим за рынком, тесно сотрудничаем с производителями пропульсивных систем, общаемся с клиентами, и выходит так, что многим владельцам Princess нравятся именно большие, классические гребные винты. Днищевые колонки дают неоспоримые преимущества в части свободного места в моторном отсеке, и, возможно, они начнут постепенно появляться на более крупных судах. Однако мы точно не собираемся отказываться от гребных валов.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Princess Yachts

Новости

«ЯХТСМЕН ГОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2019»: заканчивается прием заявок

21 декабря в Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга 2019». Номинантов на премию может выдвинуть любой желающий.

Оборудование

Полетели?

О тонкостях совместной эксплуатации вертолетов и яхт рассказывает Дэн Вандерплейн, менеджер вертолетного флота Imperial Yachts.

Новости

Пишите письма!

Любимая многими с детства традиция отправлять письма Деду Морозу получила в этом году новое прочтение в лондонском отеле The Dorchester.
По теме

Работать и работать

Побеседовали с Виктором Кожиновым, руководителем компании Silver — самого крупного предприятия в России по производству маломерных судов, чтобы понять его видение текущей рыночной ситуации.

Греция — рай для яхтенного туризма

Журнал Motor Boat & Yachting Russia принял участие в ознакомительном туре для журналистов по Ионическим островам Греции.

На горизонте — будущее

Слагаемые рыночного успеха любой новой яхты — широкие технологические возможности верфи, талант дизайнеров/конструкторов и точное соответствие потребительскому спросу. Похоже, все эти составляющие умело реализованы в проекте Horizon FD85.

Yachtmaster: Давайте экономить!

Хотите, чтобы 60-мильный переход обошелся вам на £150 дешевле? Наш тест в реальных условиях показывает, каким образом можно сократить расход топлива.