Вверх и вниз

На судне, будь то яхта или военный корабль, каждый элемент конструкции имеет свое название, и по-хорошему всякий поднявшийся на борт должен оставить сухопутные термины и пользоваться морскими. Полы становятся палубами или пайолом, потолки — подволоками, лестницы — трапами, круглые окна — иллюминаторами… А вот лифт, если он есть, так и остается лифтом, однако это совсем не означает, что на судне он такой же, как в зданиях.

«Основное отличие яхтенных лифтов от тех, что применяют на суше, заключается в специальной конструкции, позволяющей работать не только в строго вертикальном положении, — рассказывают Майк Брандт и Эф Кваккель из голландской компании Lift Emotions, которая уже десять лет производит лифты для суперяхт и частных резиденций. — Поскольку на волнении судно постоянно отклоняется от вертикальной оси, на лифт действуют разнонаправленные силы, и поэтому в шахте недопустимо иметь свободно подвешенные элементы. Все оборудование должно крепиться к направляющим и соответствовать гораздо более жестким требованиям пожарной безопасности».

Сверху: Сборка шахты и кабины происходит на производстве,..

Кроме того, в отличие от стандартизованных наземных лифтов, каждый яхтенный лифт уникален и по форме, и по исполнению. На суше архитекторы могут поместить шахту в нужное место, а дальше просто спроектировать вокруг здание. Однако на яхтах такой подход не работает, и там каждый раз приходится по-разному решать одну и ту же непростую задачку: как интегрировать лифт в крайне ограниченное пространство. Места всегда не хватает, особенно внизу, под шахтой, где для оборудования и в целях обеспечения безопасности должно оставаться технологическое пространство глубиной около полутора метров. Но столько «отвоевать» у дизайнеров сложно, поэтому конструкторы Lift Emotions научились обходиться высотой всего 0,4–0,5 м, сохраняя все функции лифта и должную безопасность.

Еще одна особенность яхтенных лифтов заключается в том, что для их движения редко используют электродвигатели: высота шахты относительно небольшая, у лифта всего три-четыре остановки, и с задачей прекрасно справляется гидравлика. При этом лифту не нужен противовес, а в конструкции задействовано меньше механических деталей. Как следствие, яхтенный лифт сравнительно легко обслуживать, и с этим без проблем справится бортовой инженер.

В портфолио Lift Emotions числятся такие известные суперяхты, как Madame Gu, Skyfall, Musashi и Axioma 

«Сейчас мы делаем необычный лифт, который по ходу движения будет поворачиваться вокруг оси, и двери на разных палубах будут располагаться с разных сторон, — говорит Майк Брандт. — Наш опыт и ресурсы позволяют реализовывать проекты любой сложности, если клиент хочет этого и для этого есть достаточно места».

Какие пространственные ограничения, помимо высоты технологического отсека, важны при создании лифта? Во-первых, пассажирские лифты имеет смысл устанавливать при длине яхты 35–40 м и более, когда уже появляется третья палуба, хотя есть случаи соединения лифтом всего двух палуб. Во-вторых, минимальный диаметр кабины составляет 1,4 м; если она меньше, то пользоваться лифтом уже некомфортно и опасно.

Кстати, оснастить яхту лифтом можно и во время рефита, установив лифт на место центральной лестницы (или все-таки трапа?!). Для этих целей в Lift Emotions разработали особую модель с очень компактным технологическим отсеком, которую легко декорировать в стиле уже существующего интерьера.

Сверху: ...после чего готовую конструкцию доставляют на верфь для монтажа.

Учитывая большое влияние лифта на конструкцию судна, инженеры берут его «в разработку» на начальной стадии проектирования, а непосредственный монтаж кабины происходит уже в конце строительства, поскольку сооруженную в шахте временную лестницу на верфи используют до последнего момента, доставляя по ней на палубы различное оборудование и материалы. Таким образом, лифт сначала собирают в контролируемых условиях на заводе производителя, а на верфь привозят уже готовую шахту и кабину. Их монтаж занимает всего два-три дня, позволяя почти не останавливать другие работы в этой зоне. Наконец, перед самым спуском судна «лифтеры» приезжают еще раз, чтобы подключить электрику и провести пусконаладочные работы.

Кто-то скажет, что лифт — баловство и настоящий корабль в нем не нуждается. Однако суперяхты — это не корабли, и все их лифты являются не только средством подъема и спуска, но также ключевым элементом интерьера и зачастую даже настоящим произведением искусства.

Новости

Кругосветная регата Volvo Ocean Race 2017/18 стартует в октябре из Аликанте

14 октября 2017 года в Испании стартует 13-я по счёту кругосветная парусная регата Volvo Ocean Race. Пожалуй, самое сложное спортивное состязание в мире за всю историю своего существования с 1973 года.

Стиль жизни

Личная вселенная

Новая звезда Черногорской Ривьеры — комплекс Portonovi с частными резиденциями и первоклассной мариной — скоро распахнет свои двери.

Новости

RZR CAMP 2017

9-10 сентября в Москве на мототреке Бурцево, недалеко от Шереметьево, состоялся II и заключительный в этом году этап гоночной серии на мотовездеходах и квадроциклах RZR CAMP 2017.
По теме

Чудесных дел мастера

Информационные, охранные и развлекательные системы важны для суперяхты не меньше, чем прочный корпус и надежные двигатели. О настоящем и будущем таких систем рассказывают специалисты компании VBH.

Новые приборы для моря

К началу яхтенного сезона Garmin (США) обновила практически все линейки морских приборов и представила новое программное обеспечение.

Glass Cockpit

Как сделать управление лодкой еще более легким и приятным? Над этим постоянно работает компания Volvo Penta.

Полное погружение

Уникальный частный кинотеатр Lumière переводит эмоции от просмотра на новый уровень.