Парни в красном

Многие современные верфи, по сути, выступают режиссерами или дирижерами, управляющими оркестром подрядчиков, и конечный результат во многом зависит от мастерства того или иного режиссера-постановщика. Но даже виртуозы менеджмента могут потерпеть фиаско, если исполнители недотягивают до требуемого уровня. Именно поэтому производители придают огромное значение своим ключевым подрядчикам и крайне заинтересованы в том, чтобы те развивались, инвестировали в НИОКР и постоянно совершенствовали свое мастерство. Одним из ярких примеров успешного мутуалиста выступает голландская компания De Keizer Marine, которая всего за несколько лет трансформировалась из небольшого подрядчика по инжинирингу и монтажу судовых электросистем в крупного системного интегратора, специализирующегося исключительно на суперяхтах.

Из электриков в интеграторы

De Keizer Marine Engineering — это семейный бизнес в третьем поколении, который в 1965 году основал Антон де Кайзер, и сегодня за штурвалом компании стоят его внуки. Впервые я побывал на заводе De Keizer в Зандаме (пригороде Амстердама) три года назад. В то время компания уже давно сотрудничала с Feadship, но работала исключительно в своей узкой нише проектирования и сборки электросистем. С тех пор многое изменилось: в сущности, De Keizer совершила радикальный прорыв, демонстрируя ежегодный рост порядка 45%, чему способствовало совпадение нескольких важных факторов.

Во-первых, увеличение средней длины, а главное — вместимости суперяхт повлекло за собой усложнение их конструкции. Ведущие производители отреагировали на это наращиванием производственных мощностей и поиском надежных партнеров, которые способны справляться с комплексными задачами. Некоторые подрядчики не выдержали гонки и остались на обочине, тогда как De Keizer, напротив, сумела грамотно сориентироваться и усилить позиции. Сегодня компания является основным подрядчиком по электросистемам у Royal Van Lent, Royal De Vries и Oceanco, а, например, верфь Hakvoort вообще никогда не привлекала никого, кроме парней в красном. Всего на счету De Keizer порядка 425 проектов: сейчас компания одновременно работает над 18 новыми проектами, а в прошлом году участвовала в 35 рефитах, и в наличии у нее опыта по обоим направлениям сомневаться не приходится.

  • Современные технологии позволяют осуществлять удаленный мониторинг работо-способности электрики

Подобная экспансия была бы невозможной без расширения профессиональных горизонтов: помимо своей исторической специализации по электросистемам, De Keizer стала проводить интеграцию IT/AV-оборудования и световых решений, разрабатывать системы контроля гибридных пропульсивных установок и проводить исследования в области использования больших массивов связанных с ними данных. К тому же руководство приняло стратегическое решение полностью отказаться от электрификации объектов на суше (резиденций, заводов и т.  д.), чтобы сосредоточить усилия исключительно на суперяхтах.

Новаторские разработки

Одно из перспективных направлений, которое сейчас осваивает De Keizer, связано с переоборудованием парусных яхт. В мире множество парусников длиной 20–80 м с абсолютно стандартными пропульсивными системами (дизельный двигатель, редуктор и вал с винтом), которые в ходе рефита можно превратить в гибридные. В De Keizer научились сопрягать с маршевым дизелем компактный и сверхлегкий (около 25 кг) электродвигатель YASA P400, который ставят на спорткары Koenigsegg Regera в дополнение к ДВС.

Эти моторы, выдающие на пике до 160 кВт (максимальный КПД 96%), теперь свободно продаются и могут быть использованы на яхте в качестве бустера и для бесшумного хода на электротяге. Кроме того, они cпособны работать в режиме генератора (мощность 20 кВт), когда яхта идет под парусами, и обеспечивать энергией гидравлику, приводящую в движение лебедки. Подобная модификация действительно превращает парусник в гибридное судно, и сейчас De Keizer реализует эту схему на 40-метровой яхте.

  • Электрические системы крупных судов чрезвычайно сложны и требуют высокого профессионализма

Другое направление НИОКР в De Keizer касается аккумулирования и анализа больших данных. Дело в том, что в электрических системах можно измерять множество параметров и сводить результаты в масштабные базы данных для выявления трендов и прогнозирования поведения тех или иных систем. Это, в свою очередь, позволяет заведомо планировать профилактическое ТО, экономя время и деньги на их обслуживании.

Этот новаторский инструмент уже принят на вооружение в ряде других отраслей. Так, после пожара на нефтяной платформе Enchilada в Мексиканском заливе в ноябре 2017 года компания Shell сделала соответствующие выводы и разработала программу профилактики, позволяющую эффективно предотвращать подобные ЧП и заранее снабжать платформы запчастями, которые понадобятся в ближайшем будущем. Похоже, De Keizer скоро станет одним из пионеров в этой области применительно к яхтам: уже сейчас подобная практика реализуется для отдельно взятых судов, а в будущем компания надеется научиться обезличивать удаленно полученные данные и проводить анализ в несравнимо большем масштабе.

Обучить и проверить

Сегодня персонал De Keizer насчитывает почти 600 человек, и при темпах набора по 200 сотрудников в год перед компанией встала проблема: как быстро обучить такое количество людей сложному мастерству и привить культуру производства?

Решением стало основание собственной академии, где слушатели начинают с простых курсов вроде прокладки кабелей и установки распределительных щитов, постепенно повышая свой уровень.

«Чтобы стать одним из парней в красном, недостаточно просто знать правила работы с электричеством, — шутит Арьян Диетц, один из руководителей Академии De Keizer. — Выпускники профильных учебных заведений не имеют ни малейшего представления о том, какие компоненты в каких частях судна нужно применять, где какие провода использовать, и нам приходится многому их учить. Если говорить о людях с опытом из других отраслей, то с ними проще: как правило, их необходимо обучить только особенностям работы на яхтах».

  • Быть просто хорошим электриком ­­недостаточно: нужно уметь аккуратно работать на суперяхте с ее дорогой отделкой

Требования верфей к подрядчикам за последние 10–20 лет сильно выросли: сейчас уже нельзя позволить себе, например, собирать и тестировать распределительные щиты на борту строящегося судна: исполнитель должен брать на себя определенные риски, закупая комплектующие заранее, и проводить сборку на своих площадках. Это обеспечивает верфи экономию времени и оптимизацию доступа подрядчиков (а их десятки!) в корпус, что выражается в сокращении сроков постройки. Кроме того, сотрудникам весьма желательно не только уметь читать техническую документацию и правильно соединять все компоненты, но понимать, как работают те или иные системы и для чего нужны. А это, на минуточку, около 150 различных решений! Конечно, De Keizer старается максимально унифицировать проекты, поскольку владельцы яхт, как правило, оценивают только функциональность и не интересуются тем, что находится «под капотом».

Каждый готовый распределительный щит, блок или узел проходит тесты на испытательном стенде, и это обязательный этап для любого комплексного изделия. Более того, прием готовых систем и обучение экипажей работе с ними также происходят на производстве. Во-первых, это позволяет заказчикам малой ценой вносить практически любые изменения в проект, а во‑вторых, дает возможность экспериментировать и тренировать пользователей в контролируемых условиях без риска повредить оборудование. Разумеется, после монтажа и во время ходовых испытаний проводятся серии повторных тестов, которые гарантируют владельцу полную работоспособность электросистем его яхты.

Признаюсь, заметный эволюционный скачок De Keizer произвел на меня довольно сильное положительное впечатление и стал показательным примером здоровой синергии подрядчика и производителя, которая позволяет сообща добиваться качественно новых результатов и обеспечивать взаимное процветание бизнеса. И если верфи удается собрать под своим брендом оркестр подобных исполнителей, то переиграть ее становится очень сложно.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото De Keizer Marine Engineering

Яхты

Fairline Squadron 68

Тест нового флагмана линейки флайбриджных яхт Fairline.

Новости

«ЯХТСМЕН ГОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2019»: заканчивается прием заявок

21 декабря в Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга 2019». Номинантов на премию может выдвинуть любой желающий.

Знания

Рыбалка на дальних атоллах

Алексей Струлистов — о личном опыте рыбалки нахлыстом на атоллах Сейшельских островов.
По теме

Через месяц стартует Boat Show Palma

Ежегодная выставка катеров и яхт в испанской Пальме де Майоркана пройдет с 28 апреля по 2 мая 2016 года в порту Moll Vell. Уже сегодня, все места водной экспозиции забронированы, что говорит о высоком интересе среди продавцов и потенциальных покупателей.

Два в одном

В первый день весны встречаем новый выпуск журнала Motor Boat & Yachting, Март-Апрель 2017. Однако это еще не всё! После двухлетнего перерыва мы возрождаем специализированное приложение Motor Boat Market, посвященное в основном небольшим яхтам и катерам.

Интервью с Нильсом Моэрке

О том, в каком направлении развивается бюро Van Oossanen Naval Architects и в чем состоят основные преимущества Fast Displacement Hull Form (FDHF), нам рассказал Нильс Моэрке, управляющий директор Van Oossanen Naval Architects.

Драконы в Санкт-Петербурге

С 18 по 22 июля Санкт-Петербург принимает чемпионат Европы в классе яхт «Дракон».