Скорость превыше всего

Скорость под сотню километров в час значительна даже на суше. На воде от нее захватывает дух. А если имеется в виду не маленький юркий катер, а 42-метровая яхта? Знакомьтесь: AB 140 — она на такое способна.

 

Компания AB Yachts — одна из немногих верфей в мире, специализирующихся на постройке яхт с водометными движителями. Причем яхт немаленьких: самая компактная на сегодня модель верфи — AB 58 — имеет 17,7 м в длину, самая крупная — AB 140 — более 40 м! О ней и поговорим, ведь когда скорость более 50 узлов развивает относительно небольшая лодка, это впечатляет, бодрит, но не изумляет. А вот когда то же самое демонстрирует громадная яхта длиной 140 футов и водоизмещением 130 т, тут уже совсем другой интерес, и хочется разобраться в яхте, а не ограничиваться лишь междометиями при разговоре о ней. AB 140 появилась в портфолио верфи в 2008 году, и с тех пор по этому проекту построен не один корпус — как для частного владения, так и для чартера (цена вопроса — около 125 000 евро в неделю без учета налогов), и при этом все яхты разные. При такой длине и водоизмещении яхты строят уже по принципу semi custom, когда компоновка, отделка и оборудование внутри серийного корпуса могут быть такими, как пожелает Его Величество Заказчик. У яхт одного проекта разное расположение и число кают; они различаются двигателями, техническим насыщением, запасом топлива и воды и, конечно, дизайном интерьеров.

Высокая скорость и водометы — далеко не все достоинства этой яхты

Вот лишь один из примеров того, как может выглядеть серийная, но не типовая AB 140.Только сначала все-таки взглянем на силуэт яхты: он многое скажет о том, что находится внутри. Предельно сглаженный, с некрупной надстройкой и небольшим флайбриджем, профиль AB 140 наглядно демонстрирует идею спортивности, реализованную в динамических возможностях яхты. В качестве альтернативы можно изготовить эту лодку вообще без флайбриджа, с открывающейся «крышей» над салоном — именно такой была дебютная модель AB 140. Обратим также внимание на огромные палубные пространства в носу и на корме: «пляжи» подобных размеров редко увидишь на яхтах с такими габаритами. В первую очередь оттого, что на большинстве суперяхт главная палуба вмещает, помимо салона, еще и мастер-каюту. Потому и надстройку делают больше, жертвуя аэродинамикой и урезая площадь носовой зоны отдыха. Стоит заглянуть внутрь, чтобы убедиться: на AB 140 все (или почти все) закрытое пространство главной палубы действительно отдано салону. Выполненный в монохромной серо-коричневой гамме интерьер выглядит достойно; мебель изготовлена из ультралегких композитных материалов и собрана на специальном конструкционном клее, а все вместе вполне гармонирует с агрессивно-спортивным, почти футуристическим внешним дизайном яхты. Хотя на такой лодке было бы странным ожидать краснодеревый ампир, интерьер все-таки ближе к классическому стилю, чем к набирающему обороты популярности современному минимализму. От остальных зон надстройки салон визуально отделяет не доходящая до подволока легкая полупереборка (с проходами по бокам), куда вмонтирован медиацентр с 50-дюймовым экраном. Далее — столовая на 10 персон и приподнятый на подиум пост управления с тремя по отдельности регулируемыми креслами.

С обеих сторон от поста управления есть выходы на палубу — так команде легче перемещаться по лодке, не беспокоя гостей. Там же расположен трап, ведущий вниз, в носовую часть лодки, где находятся камбуз и отсек экипажа. Последний включает четыре каюты (капитану — отдельная), столько же туалетных комнат и столовую для команды.Львиную долю площади главной палубы занимает кормовой кокпит. Тут уместились монументальный лежак, объединенный с диванной секцией, обеденный стол, кресла и барная стойка с высокими табуретами. Вторая, не менее значимая открытая зона отдыха расположена на носу: еще один лежак, диван и стол. Перемещаться между носом и кормой не составит труда, даже когда AB 140 идет полным ходом: у лодки очень высокий фальшборт, дополненный по периметру надежным релингом.Все каюты, включая апартаменты владельца, помещены на нижнюю палубу.

AB 140 — яхта категории semi custom, что усиливает ее привлекательностьзаполненная

По выбору заказчика число их можно варьировать от трех до пяти. В данном случае мы имеем средний вариант: четыре каюты, а место потенциальной, пятой, занимает тренажерная комната.Расположенная в корме мастер-каюта простирается практически от борта до борта (а это 8 м!). Поэтому здесь без проблем уместились монументальная кровать, обширный диван, секции низких шкафов и еще остается столько места, что впору проводить уроки танцев. Гардеробная и ванная комнаты протянулись также от борта до борта, между каютой и моторным отсеком, и служат дополнительной звукоизоляцией. Впрочем, нужды в этом особой нет, так как за ними находится двойная переборка, заполненная звукопоглощающим материалом. Точно такая же разделяет две гостевые VIP-каюты и отсек экипажа. С этой же целью композитный пол нижней палубы положен на эластичную основу. 

В VIP-каютах стоят двуспальные кровати, еще одна гостевая каюта левого борта предлагает раздельные спальные места. Естественно, все каюты оборудованы собственными ванными комнатами.Места для водных игрушек на борту тоже предостаточно: кормовой гараж вмещает два тендера длиной 4,2 и 6,5 м, а также большой гидроцикл; при этом остается еще масса места для всякой «мелочи» вроде вейкбордов, водных лыж и надувных «бананов».Может показаться, что самое интересное в AB 140 — это дизайн, архитектурный и интерьерный. На самом деле, с технической точки зрения яхта получилась не менее достойная и даже по происхождению имеющая некоторое отношение к России. 

Интерьеры яхты ближе классическому стилю, чем современному минимализму

При разработке проекта модельные испытания корпуса в масштабе 1:5  проходили в Санкт-Петербурге, в опытовом бассейне ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. Во время испытаний определялись основные динамические характеристики будущего судна, в частности — его поведение на волне при различных курсах по отношению к фронту. Результатом стал весьма остойчивый динамически корпус, которому даже не потребовались стабилизаторы качки. Корпус-«сэндвич» в особенно нагруженных узлах для повышения прочности усилен кевларом; его конструкция, как свидетельствует верфь, обеспечивает хорошую звуко- и виброизоляцию, столь необходимые для высокоскоростной лодки. Настолько хорошую, что на скорости 40 узлов уровень шума в каютах составляет 72 дБ, а при скорости 30 узлов падает до 50 дБ. 

Все каюты AB 140, включая каюту владельца, помещены на нижней палубе

Вот мы и добрались до скорости — главного, пожалуй, достоинства AB 140, достижению которой подчинен ряд проектных и технических решений, реализованных на яхте. С тремя двигателями MTU по 2400 л. с. (2450 об/мин) лодка выдает максимальную скорость в 40 узлов; в круизном режиме при скорости 35 узлов она в состоянии пройти без дозаправки примерно 650 миль. Вот так работают корпус, двигатели и водометы (как мы уже знаем, в качестве приводов на яхте стоят именно эти движители).А зачем вообще нужны водометы? Для скорости, маневренности и снижения осадки. На графике, присутствующем во многих учебниках по гидродинамике, показано, что при 50 узлах водомет начинает превосходить по КПД обычный гребной винт, но еще уступает винту суперкавитирующему. На скорости свыше 80 узлов у водомета уже нет конкурентов среди серийных движителей. Однако у каждой лодки свои особенности, и можно предположить, что для AB 140 вторая критическая скорость меньше. Но маневренность со шведскими водометами MJP 650, особенно когда их три, просто великолепная, что особенно важно для лодки большого водоизмещения.

Сглаженный профиль яхты наглядно демонстрирует ее спортивный дух

Теперь осадка. Для сравнения, у 42-метровой AB 140 она такая же, как у глиссирующей стеклопластиковой лодки длиной 15–16 м с гребными валами — всего-то в пределах 1,5 м. Многим владельцам крупных моторных яхт или отдыхающим на них в чартере неинтересно, что находится ниже ватерлинии. Хотя осадка в определенной степени влияет на качество отдыха. Умеренная осадка позволяет заходить в укромные мелководные бухты, где можно купаться, отдав якорь чуть ли не у самого берега. Обычно крупные суда в выборе таких мест ограничены, а потому возможностей найти уединенную стоянку без других яхт и толпы отдыхающих на берегу у них куда меньше. Так что водомет — штука полезная во многих аспектах, особенно когда научишься с ним управляться. Впрочем, если вернуться к скорости как таковой, эти 40 узлов вовсе не являются пределом: проект предусматривает установку на АВ 140 трех еще более мощных двигателей MTU по 3700 л. с., которые, согласно расчетам, должны разогнать яхту до скорости уже 53 узла. Насколько нам известно, такой вариант пока еще не построен, так что у кого-то есть возможность отличиться и стать здесь первым.

Умеренная осадка позволяет легко заходить в укромные мелководные бухты

Только не спрашивайте, зачем ТАКОЙ лодке ТАКАЯ скорость. Это, должно быть, любопытно… При 100 км/ч на небольшом круизере ты мчишься, раскрепившись в кокпите, стиснув зубы и боясь поднять голову над ветровым стеклом, дабы случайный комар на пути не набил тебе на лбу шишку. На лодке водоизмещением 130 тонн ты тоже летишь по волнам с той же скоростью, но вальяжно сидя на диване в кокпите или на флайбридже, да еще с бокалом чего-нибудь вкусного и полезного… Все хорошо, только топливные танки пустеют на тонну с лишним в час, да и море при такой скорости скоро кончится — хоть по кругу катайся! Но если такие лодки строят, значит это кому-нибудь нужно!

Оборудование

Hull Vane в движении

Стационарное кормовое крыло Hull Vane получило модификацию с изменяемым углом атаки.

Стиль жизни

Rolls-Royce. Полный эксклюзив

13 ноября Rolls-Royce Motor Cars St.Petersburg представила в Петербурге эксклюзивные автомобили, демонстрирующие возможности портфолио Rolls-Royce: смелый и дерзкий Wraith из лимитированной коллекции Black and Bright, апеллирующий ко вкусам нового поколения клиентов, и флагман Phantom с опцией Privacy Suite.

Стиль жизни

Тонкости Тосканы

Андрей Зайцев, яхтсмен, рыбак и владелец московских ресторанов Pescatore и Cacciatore, о главном гастрономическом достоянии итальянского региона Тоскана и его окрестностей.
Shipyard: AB Yachts
To the point

Пресс-конференция нового дистрибьютора Sunseeker в России

12 ноября 2015 года в Ritz-Carlton Moscow состоялась пресс-конференция нового дистрибьютора английских яхт Sunseeker в России, компании West Nautical.

По-прежнему первые

Evinrude продолжает развивать новационную линейку двухтактных подвесных моторов E-TEC G2.

По имени CATIA

Программное обеспечение для трехмерного проектирования облегчает жизнь инженерам во многих областях, и судостроение — не исключение.

Альберто Манчини

«Я горжусь своей командой: вместе мы сумели развить дизайн именитого бренда Fairline, сохранив его наследие».