Маленький и ловкий

Какую стальную яхту можно купить за 12 миллионов евро? Выбор достаточно велик: в этот бюджет попадают, например, «карманные» суперяхты вроде Mulder ThirtySix или эксплореры из линейки Cantieri delle Marche длиной около 35 м. С корпусами переходного типа они развивают на максимуме порядка 15 узлов, при этом запас хода достигает 5000 миль, и на таких лодках 8–10 пассажиров вполне могут сочетать отдых в средиземноморском стиле с автономными круизами по отдаленным акваториям планеты.

Но что, если хочется большего? Например, использовать вертолет, держать на борту мини-субмарину или скоростной катер с закрытой теплой рубкой для радиальных выездов на фотоохоту за айсбергами, китами и белыми медведями? Тут нужно нечто иное, надежное, мореходное и очень вместительное. Конечно, можно заказать кастомный проект и попытаться построить его, скажем, в Турции, но на это уйдет немало времени и сил. А можно обратить внимание на младшую модель в линейке судов Damen Yacht Support и всего через год получить лодку с весьма серьезными возможностями.

Знакомьтесь: «Джой Райдер», самое новое и младшее в линейке судов поддержки Damen, спущенное на воду в конце лета для участия в осенних яхтенных выставках. В Каннах нам удалось побывать на борту стоявшего на рейде Joy Rider и даже совершить на нем короткую прогулку.

Только что пришедшее с верфи 46-метровое судно YS 4508 больше походит на корабль береговой охраны со снятым вооружением, чем на суперяхту. Это диктуют не только его угловатые формы, но также характерная для рабочего флота отделка: простая окраска корпуса, голые или покрытые искусственным материалом палубы, практичный, без излишеств, интерьер. На Joy Rider компактные (но не тесные) каюты для шести пассажиров и семи членов команды; объединенный со столовой экипажа камбуз; напоминающий кают-компанию салон и остекленная по периметру рубка — эдакая аэродромная диспетчерская вышка в миниатюре. Не богато? Возможно, если не принимать в расчет открытую палубу шириной 8,2 м и длиной в половину корпуса. Это основной козырь YS 4508, и как им распорядиться, целиком зависит от владельца.

На миделе Joy Rider установлен шарнирно-сочлененный кран грузоподъемностью 6,7 т с вылетом стрелы 7,4 м (3 т при максимальном вылете 13,5 м). Он одинаково эффективно работает на оба борта (нелишними оказываются стабилизаторы качки Quantum zero speed), а в походном положении стрела группируется в позу младенца и не занимает место. Перечислю основные типы техники, которые Joy Rider позволяет брать с собой в экспедицию, а уж модель их эксплуатации будет у каждого своя. Итак: катер длиной до 15 м или несколько тендеров меньшей длины, гидросамолет (например, Seawind), аквабайки, квадроциклы, багги или внедорожный автомобиль, каноэ, каяки и парусные динги, дайвцентр с мобильной барокамерой на базе стандартных контейнеров, мини-субмарину и ROV. Отмечу, что даже на 46-метровую яхту верфь может установить опциональный кран-раму в корме (A-frame), с которым удобнее и безопаснее спускать и поднимать батискаф. Заказывать его желательно на ранних стадиях строительства, поскольку изготовление и установка этой конструкции занимают около четырех месяцев.

Если палуба свободна от техники, то Joy Rider может принимать вертолеты с максимальной взлетной массой до 3,7 т, например Airbus ACH135. Для оборудования сертифицированной вертолетной площадки судно маловато, поэтому хранить и заправлять борт на нем не получится, а вот добавить заправочную колонку для гидроциклов, тендеров и другой техники возможно. На Joy Rider ее ставить не стали и ограничились специальным взрывозащищенным отсеком в корме, где хранятся канистры с бензином (судно построено под надзором Bureau Veritas).

  • Корпус Joy Rider выполнен из стали, а надстройка — из алюминиевого сплава

Наконец, никто не запрещает использовать палубу в качестве «пляжа», скинув на якорной стоянке в воду все, что плавает. Лежаки и прочая разборная мебель, быстросъемные тенты, мобильный гриль/барбекю, холодильник с напитками… — и считайте, что день удался. А вечером быстрая смена декораций — и вот уже палуба превратилась в танцпол: DJ задает настроение, на стреле крана вращается дискошар, официанты кейтеринга предлагают гостям деликатесы… И можно не переживать, что кто-то случайно прольет красное вино или уронит пирожное: искусственный тик стерпит и не такое.

Если вы заметили, то до сих пор мы говорили о Joy Rider только как о самодостаточной лодке, хотя, конечно, многие из 15 построенных на сегодня Damen YSV функционируют в качестве судов поддержки суперяхт. Дело в том, что в компании стали замечать склонность владельцев использовать их независимо от материнской яхты, оставаясь на борту длительное время. Как и прежде, верфь предлагает для этого случая luxury-отделку любого уровня сложности (оформить YSV можно не менее изысканно, чем суперяхту, но сроки и стоимость будут отличаться), а теперь еще и целенаправленно строит для них корпуса.

Раньше Damen использовала для YSV всегда имеющиеся у нее на складе корпуса с носовыми обводами Sea Axe для судов береговой охраны и офшорной индустрии, но в этом году эту практику прекратили. По словам Сэлмара Спийкера, инженера-конструктора Damen, причина такого решения в том, что требования клиентов к судам поддержки стали слишком отличаться от того, что предлагают исходные проекты (различия доходят до 40%). Поэтому дешевле закладывать корпуса для них с нуля, а не переделывать имеющиеся, удлиняя и перестраивая их внутри.

На момент Каннского яхтенного фестиваля у Damen на складе оставался единственный готовый корпус для YSV длиной 55 м, тогда как все следующие корпуса будут строить на заводах компании в Польше, Турции и Румынии по мере поступления заказов, а дооборудоваться уже в Нидерландах. Другой возможной причиной изменения прежней схемы могли стать требования IMO Tier III, ведь к 2021 году Damen придется модифицировать существующую или разработать новую техническую платформу для всей линейки YSV, добавив в моторных отсеках модули очистки выхлопных газов.

Пока Joy Rider совершал круг почета между Леринскими островами и скалами массива Эстерель, я расспросил капитана, нанятого для перегона судна из Голландии на Лазурный Берег, о его впечатлениях от этого восьмидневного похода.

«Пройдя Гибралтарский пролив, у побережья Португалии мы попали в сильный шторм, — рассказал он. — Высота волн достигала восьми метров, и порой они накрывали даже закрепленные снаружи рубки дымовые факелы. Судно показало себя с лучшей стороны, и нам удавалось сохранять крейсерскую скорость 14 узлов. Особенно мне нравится то, что даже когда нос полностью заливает водой, корма остается относительно сухой. Я работаю в офшорной индустрии, где постоянно приходится иметь дело с плохой погодой, и могу сказать, что Joy Rider стоит особняком в отношении способности сохранять высокую скорость в шторм. Верфь отлично освоила проектирование и производство судов этого типа, и за всю дорогу у нас не возникло ни единой технической проблемы. Этим кораблем легко управлять — достаточно пяти человек. Я бы запросто пошел на нем через океан».

К этой исчерпывающей характеристике Joy Rider сложно что-либо добавить — разве что упомянуть о предельно низких эксплуатационных затратах: здесь они не сравнятся с таковыми для суперяхт равной длины.

Damen по-прежнему уверена в успехе концепции Yacht Support Vessel и не обеспокоена растущим количеством композитных аналогов меньших размеров, ибо знает, что для любого серьезного дела их суда подходят гораздо лучше. Построив YS 4508, компания пытается прощупать рынок на нижней границе этого сегмента, тогда как наивысший спрос клиентов по-прежнему обращен на суда в диапазоне 50–60 м, где уже даже ощущается внутренняя конкуренция со своими же лодками вторичного рынка.

«Малыш» Joy Rider ожидаемо привлек внимание публики на Monaco Yacht Show и в октябре отправился через океан, чтобы принять участие во FLIBS и, возможно, там обрести своего владельца. А Damen тем временем приступила к строительству флагманского судна поддержки YS 7512, которое будет передано заказчику в 2022 году. Вместимость новой модели длиной 75 м составит 1900 рег. т, и, помимо разнообразного оборудования и техники, на борту предусмотрены каюты для 45 человек, в число которых войдут пассажиры, экипаж, а также специалисты из разных областей. Осмелюсь предположить, что на этом голландцы не остановятся.

Текст Антон Черкасов-Нисман Фото Damen

Новости

«ЯХТСМЕН ГОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 2019»: заканчивается прием заявок

21 декабря в Северной столице пройдет ежегодная церемония вручения премии за заслуги в области парусного спорта «Яхтсмен года Санкт-Петербурга 2019». Номинантов на премию может выдвинуть любой желающий.

Знания

Рыбалка на дальних атоллах

Алексей Струлистов — о личном опыте рыбалки нахлыстом на атоллах Сейшельских островов.

Оборудование

Полетели?

О тонкостях совместной эксплуатации вертолетов и яхт рассказывает Дэн Вандерплейн, менеджер вертолетного флота Imperial Yachts.
Shipyard: Damen
To the point

Новая команда

Популярный британский бренд Fairline успешно пережил «веселые» времена. В конце прошлого года его спасли два российских бизнесмена. О новой жизни верфи, актуальных событиях и планах на будущее рассказал Расселл Карри, управляющий директор Fairline Yachts.

Мы строим лодки

Модельный ряд российской верфи Velvette Marine (Казань) включал лодки разных типов длиной от 20 до 41 фута. Недавно компания расширила его за счет младших моделей и начала работать с алюминиевыми корпусами. Тестируем Velvette 20 Image.

Прелесть конструкции

Суперяхтами принято считать суда длиной от 100 футов, и новая Mulder 98 Flybridge без оговорок попадает в элитный класс.

Nina: новый проект Heesen Yachts

Во время выставки в Форт-Лодердейле голландская верфь Heesen Yachts раскрыла планы по созданию очередной новинки - 38-метровой суперяхты Nina. Что же интересного в новом проекте?