Камо грядеши?

В 1937 году Рэй Грин сделал первую лодку из композита на основе стекловолокна. С той поры прошло немало времени. Широко стеклопластик для строительства рыболовных и прогулочных судов стали применять с середины 1960-х годов. Безусловные достоинства первых конструкций из композитов: свободный форм-фактор, коррозионная стойкость, малый вес и низкая теплопроводность — сопровождались букетом недостатков. Невысокая прочность на истирание, деградация под воздействием ультрафиолета, поверхностный осмос не позволяли лодкам из GRP (glass reinforce plastic) утвердиться на рынке как «продукт номер один». Шло плотное соревнование с конструкциями из дерева и металла.

Но если прогресс в деревянных корпусах практически свелся к тому, что они стали композитными: дерево + полимерные пропитки + полимерные клеи + полимерные защитные и армирующие слои, — то корпуса из металла стойко держали конкуренцию почти до конца 1990-х.

Причина — консервативное мышление, существенно усложнившее путь современных технологий производства ПКМ (полимерных композитных материалов) на российский рынок. Многие оказались не в состоянии осмыслить прогресс в ПКМ, который каждые два-три года даровал новые достижения в материалах и технологиях. И если парусному гонщику даже в конце 1980-х годов было уже нелепо предлагать выступить на яхте с корпусом из дерева и тем более металла (я не говорю о классических типах, хотя и там имеются свои «отступники»), то в головах многих наших соотечественников надежная лодка все еще ассоциировалась с… дюралевой «Казанкой». И всё тут.

Почему? А просто считалось, будто пластиковая лодка — это «ларек для мороженого» на воде: ткнул — и утонула… То ли дело корпус из легкого сплава: «надежно, грубо, зримо!..» Апологеты металла завладели массовым сознанием, и российский рынок не завоевали прочные и  легкие корпуса из современных ПКМ, по стоимости близкие к корпусам из легкого сплава. И если вместо сетований на инертность сознания рядового потребителя вплотную заняться реальным внедрением «неубиваемых» ПКМ-корпусов, то за десяток лет ситуация точно переменится.

Тут могли бы посодействовать профессионалы-судостроители и профессионалы-потребители из госструктур, но… В прошлом году перед чемпионатом мира по футболу встал вопрос о дооснащении обеспечивающих организаций современными катерами. При участии питерской ГИМС мы разработали ТЗ на лодку, в котором предложили корпуса из ПКМ, по прочности превосходящие стальные, в 3,5 раза легче и за весьма умеренную цену. Ответ «сверху» обескуражил. Звучал он примерно так: «Исходя из сложившейся практики, руководство не видит причин отказаться от металлических корпусов…». И все преимущества ПКМ: прочность, вес, скорость и мореходность, долговечность и стоимость эксплуатации — не смогли перевесить фактор «сложившейся практики».

А как с «большим» судостроением? В то время как наши предприятия уже производят суперматериалы для ПКМ, а передовые компании освоили современные технологии компьютеризированной формовки и укладки, есть верфи, где громко заявляют, что корпус из ПКМ в 10 (!) раз дороже и не легче стального. Опыт авиаторов, которые внедряют ПКМ в серийные лайнеры, им не пример. В других организациях только еще осваивают сэндвичевые конструкции на базе пенопластов и люто сопротивляются «авиационным» сотовым заполнителям…

А ведь не за горами следующий шаг — создание корпусов методом 3D-печати термопластов с укладкой стеклянных и угольных нитей по линиям равных напряжений. Станки в стране есть; они производят замысловатые, уникальные по весу и прочности конструкции, по сравнению с которыми корпус лодки — куличик из детской песочницы. Боюсь только, что пока «эффективные менеджеры» от судостроения осмыслят выгоды новых технологий, пропасть между авиацией и судостроением станет непреодолимой.

Рисунок Андрей Андреев

Яхты

В круге света

Одним из самых интересных экспонатов среди многочисленного флота Amels на Monaco Yacht Show 2019 стала новая суперяхта Aurora Borealis.

Путешествия

Кипр. Новый порт захода

Айа-Напа — новое направление для яхт на Средиземноморье. Ayia Napa Marina предлагает судовладельцам инфраструктуру мирового уровня.

Яхты

Benetti Metis

Мужская суперяхта с женским именем и непростой историей строительства.
To the point

Limassol Boat Show 2018: новый рекорд

Новым рекордом ознаменовалась крупная выставка яхт, катеров и сопутствующих товаров, которая проходила на курорте Limassol Marina с 3 по 6 мая.

У природы нет плохой погоды

Казалось бы, пришедшая на смену заморозкам оттепель на северо-западе России привела только к коллапсу на дорогах, грязевым потокам и типичным сумеречным будням. Однако не всё так однозначно. Благодаря потеплению в акватории Невы удалось освободить из ледового плена немало грузовых и прогулочных судов.

Большие и разные

«Для человека, который не знает, куда двигаться, не бывает попутного ветра». Такими словами Сенеки встречает посетителей сайт верфи Nobiskrug. Еще пятнадцать лет назад ее известность редко выходила за пределы Германии, но за этот период компания проделала большой путь, навсегда войдя в историю индустрии суперяхт.

Швартовка на ветру

Самый лучший день на воде может быть испорчен стрессом, когда по возвращении в марину швартоваться придется при внезапном усилении ветра, хотя еще с утра, как говорится, ничто не предвещало. Главная задача шкипера в данной ситуации — тщательно спланировать действия и проинструктировать команду заранее.